Не категоризируй другого своей методологией!
Главное не многообразность жизни, а многообразность нас.
Лваксанна Трой, «Цена жизни», 5х20 ТНГ
По моему уразумению, главный вопрос трека есть «что делает человека ЧЕЛОВЕКОМ?» Этот вопрос лейтмотивом проходит в той или иной степени сквозной нитью через все сериалы и фильмы треккерской вселенной.
Поскольку любое произведение искусства так или иначе относиться к разборкам с собой, то я даже не буду переформулировать данный вопрос: «что делает человека ЧЕЛОВЕКОМ?» в более «политически корректной» формулировке. Потому что все эти клингоны, андроиды, ференги, андорианцы, борги, вулканцы, названые или цифровые виды, энергетические неопознаные фигни – так или иначе являются проекцией наших чувств, мыслей, вдохновений и прочего в попытке понять себя.
Этим эпопея, которой положил начало Родденберри и гениальна.
много умных букв
Но возьмем трек не как проекцию нашей деятельности, а как вешь-в-себе, нечто, что существует само по себе, независимо от произвола нашей фантазии, как творении, которое приобрело критическую массу и стало само диктовать логику своего развития и строения, что породило в конечном итоге Первоначальную Вселенную Трека. (Осмелюсь сделать это дополнение, чтобы стало понятно, что одиннадцатый я в расчет практически не беру.) И посмотрим на эту стройную систему извне, но не как зритель, а как, гм, исследователь Который попал в нее из нашего времени и нашей реальности. Т.е. баги сценариев и глюки сценаристов надо стремиться изо всех сил впихивать в реальность.
Для наглядности – анекдот. Идут два привидения по коридору. И вдруг слышат топот ног и смех.
- АААА, УУУ, - орет один в панике. – Люююююди.
- Ты что, веришь в эти сказки про людей.
- Нет, но на всякий случай.
Так вот мы – те люди, которым, гм, посчастливилось узнать мир привидений из анедота.
Поскольку я занудный университетский препод, то я машинально пользуюсь всякими заумными методами, простите мне эту мою, гм, слабость.
Методы – это то, что позволяет нам с разных аспектов анализировать нечто, объединять или разъединять по разным признакам и критерия.
Например, Гарака времен ДС-9 и Спока времен ТНГ объединяет то, что они оба живут не на родине, но разъединяет принадлежность к разным расам. А Маккоя и ЭМГ – не только то, что они оба доктора, но и их способность «отравлять» жизнь пациентам, а разъединяет не только разная консистенция тела, но и, скажем, отношение к алкоголю. Энтерпрайз и ДС-9 отличает то, что они исскуственные фигни тусующиеся в космосе, а разъединяет то, что Энтерпрайз ищет приключений на свои гондолы, а к ДС-9 приключения добираются самостоятельно. Критериями в первом случае выступает место в простаранстве и происхождение, во втором, способ доставки приключений на голову экипажа.
Так вот, среди тех специфических методов, что мне взбрело на ум использовать при анализе Трека (ну, кроме синтеза, анализа, индукции и дедукции), я пользовалась методом пост-колониального анализа и пост-феминистической критики.
Первый, не смотря на страшное название – дань его историческому зарождению – состоит в том, чтобы оценивать персонажей и события не только с точки зрения главного героя/ владеющего властью/ того, кто позиционирует себя с правильной стороны. Т.е. этот метод провозглашает изначальную самоценность и равнозначность всех проявлений, их важность определяется не в их месте иерархии заявленных ценностей, а в уникальности каждого проявления. Например, Спок изо всех сил стремиться стать образцовым вулканцем, пытается пройти колинар, показать, что он самый «вулканистый вулканец», но обретает мир и согласие с собой только после того, как понимает свою исключительность, как личности, в которой соединились два начала – земное и вулканское. Апофеозом этого примирения стает фраза: «Я чувствую себя хорошо», которую он просит своего отца, посла Сарека передать своей матере, Аманде в конце четвертого фильма «Возвращение домой».
Наследие пост-колониализма заключается в том, чтобы принять и сохранить свою разность и свою не похожесть. Мы явно видим эту эволюцию в треке – от подколов доктора Маккоя на протяжении всего ТОСа типа: «Согласно показаниям моего трекодера он мертв, но как для вулканца – он здоров как бык» или «Если бы ваша кровь была красная, Спок, вас бы не тошнило», от дружных попыток команд, как Энтерпрайза НХ-01, так и Энтерпрайза ЮСС-1707 выдавить эмоции из вулканцев. Команда Дженвей этим тоже иногда страдает, но уже в гораздо меньшей степени, не говоря уже о Пикаре, который может с вулканцами в «вулканистости» легко потягаться. Новое поколение, включая все три показанные команды, куда легче мирится с разницей все тех же вулканцев.
Пост-феминистическая критика близка к пост-колониализму в смысле принятия себя и других как есть и развития того, что есть, того, что дано природой, пророками, богами или теорией вероятности. Не стоит воспринимать понятие критика, как критика, в смысле ругательство. Критика – это очерчения границ явления, описание и одновременно анализ происходящего, ситуации или персонажа.
Она пост, потому что феминистическое движение подразумевало под собой нелепую, на мой взгляд, попытку уравниловки мужчины и женщины. Женщина могла себя реализовать в обществе либо нарожав кучу детей и имея образцовый дом, став куртизанкой либо став мужчиной – Жанной д’Арк, Жорж Санд или какой-нибудь трактористкой-ударницей. К счастью от трех «К»: «Китчен, кирхе, киндер» («Кухня, церковь, дети») удалось отойти без перехода к трем «С»: «Станку, сваям и самосвалу». Женщина получила возможность совмещать личностный и профессиональный рост с воспитанием детей совместно с мужчиной. В социологии давно выделяют несколько типов властных отношений в обществе, полярными из которых являются два: мускулинный (мужской) и феминный (женский). Первый характеризуется строгой иерархичностью, вертикалью власти, строгим распределением полномочий, обязанностей и ответственности пропорционально месту в иерархии общества. В таких обществах цениться харизматичность лидера, его бойцовские качества, его умение подчинять. Вот он – тип правильного треккерского капитана. «Я спрошу вашего мнения, мистер Бейли, когда у нас будет демократия», заявляет Кирк в «Карбомитном маневре». Вот он, Сиско, который единолично принимает решения про то, что делать с неожиданно свалившейся на ДС-9 новой Вселенной из Гамма-квадранта в серии «Играя в Бога» (2.17, ДС-9). Капитан, которому нужно подчиняться безприкословно. Это – военная модель, которая крайне хорошо подходит для чрезвычайных ситуаций, таких, как исследование космоса и «ступания туда, куда не ступала нога человека». Власть не делят – власть делегируют! Это прекрасно понимает Спок, который в ТОСе выступает своеобразным антогонистом Кирка, своеобразным «женским» персонажем – он не стремиться к капитанству (даже в Зеркальной Вселенной), он стремиться к профессиональному совершенству, чтобы капитан, задача которого не делать все и вся, а разумно делегировать, передавать полномочия, мог на него положиться. К тому же Спок с точки зрения команды – недочеловек – у него плохо с юмором, он не показывает эмоций, он не понимает розыгрышей (и как я его понимаю!) и старший офицерский состав ТОСовского Энтерпрайза прилагает массу усилий, чтобы «расколость» Спока, привести его к своим, маскулинным стандартам, но для него не все еще потеряно: «Спок, мы из вас еще сделаем человека!» заявляет Кирк в «Принципе силы». Подобным персонажем в новом поколении выступает Ворф, но до Джадзии Дакс его никто особо не приводил к «стандартам». Джадзия в этом контексте – на мускулинной стороне – играет на деньги с ференги, ругается разными словами, не присталыми молодой барышне, а порой и чести мундира ЗФ, и вообще является наглядной иллюстрацией к выражению «внешность обманчива». Джадзия – ярко выраженный мускулинный персонаж.
Теперь про женскую модель власти. Она характеризуется разделением власти, следовательно, разделением полномочий. Общество функционирует не с вертикальной, а горизонтальной сегментацией, поэтому в подобных обществах как правило хорошо развито гражданское общество. При феминной модели управления, лидер – это первый среди равных, явная потребность в котором возникает только в чрезвычайных ситуациях.
Но вернемся к Вселенной. Если рассмотреть структуру власти в Федерации в целом и на отдельно взятых планетах, то увидим, что в большой степени власть принадлежит военным, состав исследовательских судов, что бороздят еще неизведанные или не слишком дружелюбные уголки галактики начинены под завязку военными, даже судовой психолог Деанна Трой – отнюдь не гражданское лицо. Логично, геологи, ездящие в экспедиции – военнообязанные – иначе им не положено оружие. На то, что Вулканское главное командование прибрало к рукам всю власть жаловался Сирин Арчеру с Т’Пол в Энтовской «Вулканской трилогии» (4й сезон). Равенство между Федерацией и командованием ЗФ ставит вулканка Валерис в СТ: 6 «Неоткрытая страна» и Пикар со Споком в дилогии «Объединение» (ТНГ). А в случае завоевания командования ЗФ некой «червевидной формой жизни» Пикар с Райкером ни на миг не задумываются, чтобы обращатиться в какие-то гражданские органы власти – из чего я могу заключить, что система «сдерживания и противовесов» в Федерации отсутствует. Нам показывают президента ОФП несколько раз, но он всегда крайне беспомощно выглядит на фоне бравых ЗФ. Но самым убойным, на мой взгляд аргументом, является, гм, суд и «расправа» над Ричардом Баширом. Пусть даже это делалось не единолично показанным нам адмиралом, а мы в кадре застали только конец, пусть это был такой себе экстренно созванный суд, где Сиско был импровизированным адвокатом, ПОЧЕМУ Ричарда Башира, гражданское лицо, судил военный? (Мы договорились не списывать ляпы на «придурков-сценаристов».) Это возможно лишь в двух случаях, если всем, что связано с генетикой и генетическими махинациями заведуют военные, либо Федерация находиться в чрезвычайном положении. Второе, его как-то совсем не заметно – не смогли бы тогда гражданские лица (не только отец, но и мать доктора Башира) спокойно покинуть пространство Федерации и уехать в потенциальную зону военных действий.
Т.е. мы видим очень военизированное общество. С вертикальной системой сильной власти. С военными капитанами, командывающими гражданскими объектами и исследовательскими миссиями. Это не плохо. И это логично. В Рускосмосе и в НАСА все ученые тоже военные, как пить дать.
А вот теперь взглянем на Федерацию и ее обитателей с точки зрения пост-феминистической критики, т.е. осознания самоценности каждой жизненной формы.
Главный, основопологающий документ исследователей космоса не конституция, не декларация прав человека и гражданина, женщины и гражданки, но Первая (или Основная) директива, главное правило которой «не вмешивайся, не нарушай естественного развития».
Я думаю, каждый из вас откопает в своей памяти среди просмотренных серий такие, где кто-то из членов экипажа или весь экипаж жертвовал или высказывал готовность пожертвовать собой ради спасения остальных только потому, что остальные имеют такое же право на существование, как и они. И как правильно задавал Маккой вопрос во втором фильме «Гнев Хана» про Генезис: «А судьи кто?» (« Whose are the right hands ? »)
Кроме того, неоднократно заявлялось в сериалах, что люди отказались от жадности и скупости, что обогащение давно не является стимулом (серия ТНГ про «размороженых» «Нейтральная зона» (1х26), «Так суждено» («In the Cards», ДС-9, 5х25), картинка из «Милости просим» (ДС-9, 6х07) (Джейк и Кварк про оплату книги Джейка)). Люди заняты саморазвитием и исследованием собственных способностей. Например, показательна реакция команды Ентерпрайза на заявление правителя «идеального общества» про то, что у них положение и занятие человека в обществе определяется генетически. Вся эпопея с боргами показывает ценность индивидуализма, не один из многих и единый, но отдельная личность, сотрудничающая с другими. Однако, на примере отповеди командира ДС-9 Бенджамина Сиско Мелоре Пазлар (ДС-9, 2х06 «Мелора»), мы видим и то, что умение работать в команде тоже высоко цениться. И всегда на лицо слаженная работа в различных командах, умение находить компромиссы. Думаю, что можно утверждать, что своеобразное равновесие между самодостаточностью и функционированием в коллективе в большинстве случаев воплощено в жизнь.
Кроме того, американский автор, М. Вон, ссылка на статью которого «Экономика стартрека» попадалась мне не только на треккерских ресурсах, но и на сайтах прокоммунистического толка, утверждал, что в треке показано коммунстическое будущее, одним из аргументов служило то, что показанные дети не имеют вороха игрушек, а обстановка личных апартаментов как правило скудна. На что я вспоминаю рассказ одной моей бывшей «соратницы» по ГП-фандому про то, что ее ребенок, имеющий кучу кукол и прочей сопутствующей продукции, которая больше получаса новой игрушке редко когда уделяет, как-то проиграла часа три с рулоном туалетной бумаги. Из собственного опыта могу сказать, что детям гораздо интересней совершать что-то не шаблонное, что-то, где надо подключить воображение, а не следовать алгоритму, однако выработка подобной привычки – занятие достаточно кропотливое, не все дети обладают подобными навыками с рождения. То, что родители стремятся развивать в детях подобное – браво им! Как не вспомнить в подобном контексте медвежонка Кукалаку доктора Башира – покупка, а тем более реплицирование, нового медвежонка гораздо более легкое занятие, чем зашитие-подшитие старого.
Доказательством того, что у детей мало игрушек не от нужды, но по каким-то другим причинам может служить то, какую «игрушку» отгрохали О’Браены для своей потерявшейся во времени и повзрослевшей дочери Молли в «Сирота времени» (ДС-9, 6х24).
Т.е. в результате мы имеем, с одной стороны – общество с достаточно сильной вертикалью военной власти, где гражданская власть не является ее противовесом, а с другой – общество людей, живущих ради саморазвития и ценящих жизнь во всех ее проявлениях, готовых жертвовать собой не только ради собственных идей и ценностей, но и ради того, чтобы другие люди могли развить эти ценности. Т.е. общество с сильной и функциональной идеологией.
Давайте посмотрим, какую нам предлагают историю становления подобного общества. Во-первых, на форуме треккер.ру приводили достаточно много аргументов за и против официальной датировки евгенических войн. Вкратце, аргументация сводилась к тому, что в дальнейшем треке мы не видим отсылок на то, что в 1996 году земля только-только оправилась от войны (ВОЙ, 3х08-09 «Конец будущего») жертвы в которой составляли по разным оценкам 30-35 млн жертв (ТОС «Космическое семя», ЕНТ, 4х05 «Холодная станция-12»). От себя добавлю, что вряд ли во время подобной войны (1994) отправляли бы на заморозку смертельно больных людей (ТНГ, 1х26 «Нейтральная зона»).
Но мой аргумент иной: Хан, если брать возраст Рикардо Монтабана на момент съемок (46) должен был родиться в 1950 году, что в принципе немного не согласовывается с генетическими достижениями того времени. Ну, допустим даже, что на момент погружения в анабиоз ему было минимум лет 20-25, такой себе юный гений-диктатор, а то, что он выглядит гораздо старше, чем на момент заморозки – эффект анабиозной камеры. Все равно это не уровень генетики конца 70-х.
Поскольку в середине ХХІІ столетья про запуск корабля «Ботани Бэй» ничего не было известно («Улучшенные», ЕНТ 4х06), а путешествие в начало ХХІ века (2004) Т’Пол и Арчера в Детройт («Столярная улица», ЕНТ 3х11) показывают вполне себе «привычный» город, где сворачивается производство, тогда как в 2024, когда Сиско, Башир и Дакс попадают в Сан-Франциско («Дела прошлые», ДС-9 3х11-12), то мы как раз видим Америку в процессе переживания кризиса, который разрешиться для страны благополучно. Насколько известно, что империя Хана не распространялась на Северную Америку, а находилась в Азии, то логично предположить, что именно эта Америка, пережившая восстание Белла и стала тем противовесом в Евгенических войнах (кроме того, об участии своего пра-пра-прадеда в серии «Инкубатор», ЭНТ 3х17, упоминает Арчер). Следовательно, мне кажется логичным датировать Евгенические войны где-то 30-ми гг ХХІ столетия, а за ними следовала Третья мировая война (2053, «Смерть варвара», ТОС 3х22).
И, наконец, 5 апреля 2063 года состоялся Первый контакт.
За сто лет люди добились того, на что вулканцы потратили 15 столетий, как заявил посол Совал адмиралу Форресту в серии «Кузница»:
С: Из всех рас, с которыми мы вступили в контакт, вы единственные, с кем мы не можем определиться. У вас высокомерие андорианцев, гордое упрямство телларитов... То вы оказываетесь во власти эмоций, как клингоны, то ставите нас в тупик, внезапно воспользовавшись логикой.
Ф: Уверен, что такие качества присущи каждой расе.
С: Но не в таком ошеломляющем изобилии.
Ф: Господин посол. Вулканцы бояться людей? Почему?
С: Потому что вы нам напоминаете одну расу.
Ф: Вулканцев.
Люди, относительно вулканцев, достаточно молодая раса. И они послужили консолидирующей составляющей для гораздо более старших рас. И Первичная директива – продукт такого своеобразного сотрудничества. Например, чрезмерной опеки вулканцев первые сто лет после 1го контакта «Сломанный лук» («Переломный момент», ЕНТ 1х1-2).
Собственно, мне кажется, что суть Первично директивы сводиться не к тому, чтобы не делиться информацией, которая изменит привычное течение развития, а к тому, что Федерация должна служить не источником готовых открытий, но новых знаний. Первая директива призывает не к ответам на непоставленные вопросы, но к помощи постановки правильных вопросов. Поскольку несовершенство является простором для роста. Скажем, круто быть Кью. Но почему-то Райкер отказывается от этого. Потому что все знать и уметь не интересно – некуда расти. Потому что, если все получить готовенькое, то потом некуда расти, своеобразные «мегакомпьютеры» типа Ландру из «Возвращения архонтов». Первичная директива, следовательно, следствие принятия (причем достоточно четко прослеживается эволюция от ЕНТа к ВОЮ) самооценности и неповторимости каждого индивида. А военнизированность можно объяснить тем, что существование первооткрывателей всегда сопряжено с трудностями и опасностями. Однако, как мы уже убедились, это военные не в смысле солдафоны, а военные мыслящие.
Собственно, что мы имеем на выходе. Общество с сильной вертикалью власти и мощной идеологией, направленной на поиск своего места в обществе и духовного саморазвития, с широкими возможностями для самореализации и без нивелирования различий между разными культурами. Я бы сравнила подобную структуру с монастырем. Все на своих местах, подчиняются суровой дисциплине, аскетичны и прилагают массу усилий для самоусовершенствования. Красивое общество. Вдохновляющее. Утопичное и несколько чуждое нашему привычному либерально-капиталистическому мироустройству. Говорят – не очень функциональное, потому что палками в рай не загонешь. Но давайте верить, что все таки мы способны дойти до высокого уровня самосознания и построить такое же прекрасное общество, как в треке, не под дулами «строителей светлого будущего», а самостоятельно, путем моральной эволюции. И что военизированное общество – это не обязательно солдафонщина и военная диктатура. Давайте верить в треккерское чудо!
Лваксанна Трой, «Цена жизни», 5х20 ТНГ
По моему уразумению, главный вопрос трека есть «что делает человека ЧЕЛОВЕКОМ?» Этот вопрос лейтмотивом проходит в той или иной степени сквозной нитью через все сериалы и фильмы треккерской вселенной.
Поскольку любое произведение искусства так или иначе относиться к разборкам с собой, то я даже не буду переформулировать данный вопрос: «что делает человека ЧЕЛОВЕКОМ?» в более «политически корректной» формулировке. Потому что все эти клингоны, андроиды, ференги, андорианцы, борги, вулканцы, названые или цифровые виды, энергетические неопознаные фигни – так или иначе являются проекцией наших чувств, мыслей, вдохновений и прочего в попытке понять себя.
Этим эпопея, которой положил начало Родденберри и гениальна.
много умных букв
Но возьмем трек не как проекцию нашей деятельности, а как вешь-в-себе, нечто, что существует само по себе, независимо от произвола нашей фантазии, как творении, которое приобрело критическую массу и стало само диктовать логику своего развития и строения, что породило в конечном итоге Первоначальную Вселенную Трека. (Осмелюсь сделать это дополнение, чтобы стало понятно, что одиннадцатый я в расчет практически не беру.) И посмотрим на эту стройную систему извне, но не как зритель, а как, гм, исследователь Который попал в нее из нашего времени и нашей реальности. Т.е. баги сценариев и глюки сценаристов надо стремиться изо всех сил впихивать в реальность.
Для наглядности – анекдот. Идут два привидения по коридору. И вдруг слышат топот ног и смех.
- АААА, УУУ, - орет один в панике. – Люююююди.
- Ты что, веришь в эти сказки про людей.
- Нет, но на всякий случай.
Так вот мы – те люди, которым, гм, посчастливилось узнать мир привидений из анедота.
Поскольку я занудный университетский препод, то я машинально пользуюсь всякими заумными методами, простите мне эту мою, гм, слабость.
Методы – это то, что позволяет нам с разных аспектов анализировать нечто, объединять или разъединять по разным признакам и критерия.
Например, Гарака времен ДС-9 и Спока времен ТНГ объединяет то, что они оба живут не на родине, но разъединяет принадлежность к разным расам. А Маккоя и ЭМГ – не только то, что они оба доктора, но и их способность «отравлять» жизнь пациентам, а разъединяет не только разная консистенция тела, но и, скажем, отношение к алкоголю. Энтерпрайз и ДС-9 отличает то, что они исскуственные фигни тусующиеся в космосе, а разъединяет то, что Энтерпрайз ищет приключений на свои гондолы, а к ДС-9 приключения добираются самостоятельно. Критериями в первом случае выступает место в простаранстве и происхождение, во втором, способ доставки приключений на голову экипажа.
Так вот, среди тех специфических методов, что мне взбрело на ум использовать при анализе Трека (ну, кроме синтеза, анализа, индукции и дедукции), я пользовалась методом пост-колониального анализа и пост-феминистической критики.
Первый, не смотря на страшное название – дань его историческому зарождению – состоит в том, чтобы оценивать персонажей и события не только с точки зрения главного героя/ владеющего властью/ того, кто позиционирует себя с правильной стороны. Т.е. этот метод провозглашает изначальную самоценность и равнозначность всех проявлений, их важность определяется не в их месте иерархии заявленных ценностей, а в уникальности каждого проявления. Например, Спок изо всех сил стремиться стать образцовым вулканцем, пытается пройти колинар, показать, что он самый «вулканистый вулканец», но обретает мир и согласие с собой только после того, как понимает свою исключительность, как личности, в которой соединились два начала – земное и вулканское. Апофеозом этого примирения стает фраза: «Я чувствую себя хорошо», которую он просит своего отца, посла Сарека передать своей матере, Аманде в конце четвертого фильма «Возвращение домой».
Наследие пост-колониализма заключается в том, чтобы принять и сохранить свою разность и свою не похожесть. Мы явно видим эту эволюцию в треке – от подколов доктора Маккоя на протяжении всего ТОСа типа: «Согласно показаниям моего трекодера он мертв, но как для вулканца – он здоров как бык» или «Если бы ваша кровь была красная, Спок, вас бы не тошнило», от дружных попыток команд, как Энтерпрайза НХ-01, так и Энтерпрайза ЮСС-1707 выдавить эмоции из вулканцев. Команда Дженвей этим тоже иногда страдает, но уже в гораздо меньшей степени, не говоря уже о Пикаре, который может с вулканцами в «вулканистости» легко потягаться. Новое поколение, включая все три показанные команды, куда легче мирится с разницей все тех же вулканцев.
Пост-феминистическая критика близка к пост-колониализму в смысле принятия себя и других как есть и развития того, что есть, того, что дано природой, пророками, богами или теорией вероятности. Не стоит воспринимать понятие критика, как критика, в смысле ругательство. Критика – это очерчения границ явления, описание и одновременно анализ происходящего, ситуации или персонажа.
Она пост, потому что феминистическое движение подразумевало под собой нелепую, на мой взгляд, попытку уравниловки мужчины и женщины. Женщина могла себя реализовать в обществе либо нарожав кучу детей и имея образцовый дом, став куртизанкой либо став мужчиной – Жанной д’Арк, Жорж Санд или какой-нибудь трактористкой-ударницей. К счастью от трех «К»: «Китчен, кирхе, киндер» («Кухня, церковь, дети») удалось отойти без перехода к трем «С»: «Станку, сваям и самосвалу». Женщина получила возможность совмещать личностный и профессиональный рост с воспитанием детей совместно с мужчиной. В социологии давно выделяют несколько типов властных отношений в обществе, полярными из которых являются два: мускулинный (мужской) и феминный (женский). Первый характеризуется строгой иерархичностью, вертикалью власти, строгим распределением полномочий, обязанностей и ответственности пропорционально месту в иерархии общества. В таких обществах цениться харизматичность лидера, его бойцовские качества, его умение подчинять. Вот он – тип правильного треккерского капитана. «Я спрошу вашего мнения, мистер Бейли, когда у нас будет демократия», заявляет Кирк в «Карбомитном маневре». Вот он, Сиско, который единолично принимает решения про то, что делать с неожиданно свалившейся на ДС-9 новой Вселенной из Гамма-квадранта в серии «Играя в Бога» (2.17, ДС-9). Капитан, которому нужно подчиняться безприкословно. Это – военная модель, которая крайне хорошо подходит для чрезвычайных ситуаций, таких, как исследование космоса и «ступания туда, куда не ступала нога человека». Власть не делят – власть делегируют! Это прекрасно понимает Спок, который в ТОСе выступает своеобразным антогонистом Кирка, своеобразным «женским» персонажем – он не стремиться к капитанству (даже в Зеркальной Вселенной), он стремиться к профессиональному совершенству, чтобы капитан, задача которого не делать все и вся, а разумно делегировать, передавать полномочия, мог на него положиться. К тому же Спок с точки зрения команды – недочеловек – у него плохо с юмором, он не показывает эмоций, он не понимает розыгрышей (и как я его понимаю!) и старший офицерский состав ТОСовского Энтерпрайза прилагает массу усилий, чтобы «расколость» Спока, привести его к своим, маскулинным стандартам, но для него не все еще потеряно: «Спок, мы из вас еще сделаем человека!» заявляет Кирк в «Принципе силы». Подобным персонажем в новом поколении выступает Ворф, но до Джадзии Дакс его никто особо не приводил к «стандартам». Джадзия в этом контексте – на мускулинной стороне – играет на деньги с ференги, ругается разными словами, не присталыми молодой барышне, а порой и чести мундира ЗФ, и вообще является наглядной иллюстрацией к выражению «внешность обманчива». Джадзия – ярко выраженный мускулинный персонаж.
Теперь про женскую модель власти. Она характеризуется разделением власти, следовательно, разделением полномочий. Общество функционирует не с вертикальной, а горизонтальной сегментацией, поэтому в подобных обществах как правило хорошо развито гражданское общество. При феминной модели управления, лидер – это первый среди равных, явная потребность в котором возникает только в чрезвычайных ситуациях.
Но вернемся к Вселенной. Если рассмотреть структуру власти в Федерации в целом и на отдельно взятых планетах, то увидим, что в большой степени власть принадлежит военным, состав исследовательских судов, что бороздят еще неизведанные или не слишком дружелюбные уголки галактики начинены под завязку военными, даже судовой психолог Деанна Трой – отнюдь не гражданское лицо. Логично, геологи, ездящие в экспедиции – военнообязанные – иначе им не положено оружие. На то, что Вулканское главное командование прибрало к рукам всю власть жаловался Сирин Арчеру с Т’Пол в Энтовской «Вулканской трилогии» (4й сезон). Равенство между Федерацией и командованием ЗФ ставит вулканка Валерис в СТ: 6 «Неоткрытая страна» и Пикар со Споком в дилогии «Объединение» (ТНГ). А в случае завоевания командования ЗФ некой «червевидной формой жизни» Пикар с Райкером ни на миг не задумываются, чтобы обращатиться в какие-то гражданские органы власти – из чего я могу заключить, что система «сдерживания и противовесов» в Федерации отсутствует. Нам показывают президента ОФП несколько раз, но он всегда крайне беспомощно выглядит на фоне бравых ЗФ. Но самым убойным, на мой взгляд аргументом, является, гм, суд и «расправа» над Ричардом Баширом. Пусть даже это делалось не единолично показанным нам адмиралом, а мы в кадре застали только конец, пусть это был такой себе экстренно созванный суд, где Сиско был импровизированным адвокатом, ПОЧЕМУ Ричарда Башира, гражданское лицо, судил военный? (Мы договорились не списывать ляпы на «придурков-сценаристов».) Это возможно лишь в двух случаях, если всем, что связано с генетикой и генетическими махинациями заведуют военные, либо Федерация находиться в чрезвычайном положении. Второе, его как-то совсем не заметно – не смогли бы тогда гражданские лица (не только отец, но и мать доктора Башира) спокойно покинуть пространство Федерации и уехать в потенциальную зону военных действий.
Т.е. мы видим очень военизированное общество. С вертикальной системой сильной власти. С военными капитанами, командывающими гражданскими объектами и исследовательскими миссиями. Это не плохо. И это логично. В Рускосмосе и в НАСА все ученые тоже военные, как пить дать.
А вот теперь взглянем на Федерацию и ее обитателей с точки зрения пост-феминистической критики, т.е. осознания самоценности каждой жизненной формы.
Главный, основопологающий документ исследователей космоса не конституция, не декларация прав человека и гражданина, женщины и гражданки, но Первая (или Основная) директива, главное правило которой «не вмешивайся, не нарушай естественного развития».
Я думаю, каждый из вас откопает в своей памяти среди просмотренных серий такие, где кто-то из членов экипажа или весь экипаж жертвовал или высказывал готовность пожертвовать собой ради спасения остальных только потому, что остальные имеют такое же право на существование, как и они. И как правильно задавал Маккой вопрос во втором фильме «Гнев Хана» про Генезис: «А судьи кто?» (« Whose are the right hands ? »)
Кроме того, неоднократно заявлялось в сериалах, что люди отказались от жадности и скупости, что обогащение давно не является стимулом (серия ТНГ про «размороженых» «Нейтральная зона» (1х26), «Так суждено» («In the Cards», ДС-9, 5х25), картинка из «Милости просим» (ДС-9, 6х07) (Джейк и Кварк про оплату книги Джейка)). Люди заняты саморазвитием и исследованием собственных способностей. Например, показательна реакция команды Ентерпрайза на заявление правителя «идеального общества» про то, что у них положение и занятие человека в обществе определяется генетически. Вся эпопея с боргами показывает ценность индивидуализма, не один из многих и единый, но отдельная личность, сотрудничающая с другими. Однако, на примере отповеди командира ДС-9 Бенджамина Сиско Мелоре Пазлар (ДС-9, 2х06 «Мелора»), мы видим и то, что умение работать в команде тоже высоко цениться. И всегда на лицо слаженная работа в различных командах, умение находить компромиссы. Думаю, что можно утверждать, что своеобразное равновесие между самодостаточностью и функционированием в коллективе в большинстве случаев воплощено в жизнь.
Кроме того, американский автор, М. Вон, ссылка на статью которого «Экономика стартрека» попадалась мне не только на треккерских ресурсах, но и на сайтах прокоммунистического толка, утверждал, что в треке показано коммунстическое будущее, одним из аргументов служило то, что показанные дети не имеют вороха игрушек, а обстановка личных апартаментов как правило скудна. На что я вспоминаю рассказ одной моей бывшей «соратницы» по ГП-фандому про то, что ее ребенок, имеющий кучу кукол и прочей сопутствующей продукции, которая больше получаса новой игрушке редко когда уделяет, как-то проиграла часа три с рулоном туалетной бумаги. Из собственного опыта могу сказать, что детям гораздо интересней совершать что-то не шаблонное, что-то, где надо подключить воображение, а не следовать алгоритму, однако выработка подобной привычки – занятие достаточно кропотливое, не все дети обладают подобными навыками с рождения. То, что родители стремятся развивать в детях подобное – браво им! Как не вспомнить в подобном контексте медвежонка Кукалаку доктора Башира – покупка, а тем более реплицирование, нового медвежонка гораздо более легкое занятие, чем зашитие-подшитие старого.
Доказательством того, что у детей мало игрушек не от нужды, но по каким-то другим причинам может служить то, какую «игрушку» отгрохали О’Браены для своей потерявшейся во времени и повзрослевшей дочери Молли в «Сирота времени» (ДС-9, 6х24).
Т.е. в результате мы имеем, с одной стороны – общество с достаточно сильной вертикалью военной власти, где гражданская власть не является ее противовесом, а с другой – общество людей, живущих ради саморазвития и ценящих жизнь во всех ее проявлениях, готовых жертвовать собой не только ради собственных идей и ценностей, но и ради того, чтобы другие люди могли развить эти ценности. Т.е. общество с сильной и функциональной идеологией.
Давайте посмотрим, какую нам предлагают историю становления подобного общества. Во-первых, на форуме треккер.ру приводили достаточно много аргументов за и против официальной датировки евгенических войн. Вкратце, аргументация сводилась к тому, что в дальнейшем треке мы не видим отсылок на то, что в 1996 году земля только-только оправилась от войны (ВОЙ, 3х08-09 «Конец будущего») жертвы в которой составляли по разным оценкам 30-35 млн жертв (ТОС «Космическое семя», ЕНТ, 4х05 «Холодная станция-12»). От себя добавлю, что вряд ли во время подобной войны (1994) отправляли бы на заморозку смертельно больных людей (ТНГ, 1х26 «Нейтральная зона»).
Но мой аргумент иной: Хан, если брать возраст Рикардо Монтабана на момент съемок (46) должен был родиться в 1950 году, что в принципе немного не согласовывается с генетическими достижениями того времени. Ну, допустим даже, что на момент погружения в анабиоз ему было минимум лет 20-25, такой себе юный гений-диктатор, а то, что он выглядит гораздо старше, чем на момент заморозки – эффект анабиозной камеры. Все равно это не уровень генетики конца 70-х.
Поскольку в середине ХХІІ столетья про запуск корабля «Ботани Бэй» ничего не было известно («Улучшенные», ЕНТ 4х06), а путешествие в начало ХХІ века (2004) Т’Пол и Арчера в Детройт («Столярная улица», ЕНТ 3х11) показывают вполне себе «привычный» город, где сворачивается производство, тогда как в 2024, когда Сиско, Башир и Дакс попадают в Сан-Франциско («Дела прошлые», ДС-9 3х11-12), то мы как раз видим Америку в процессе переживания кризиса, который разрешиться для страны благополучно. Насколько известно, что империя Хана не распространялась на Северную Америку, а находилась в Азии, то логично предположить, что именно эта Америка, пережившая восстание Белла и стала тем противовесом в Евгенических войнах (кроме того, об участии своего пра-пра-прадеда в серии «Инкубатор», ЭНТ 3х17, упоминает Арчер). Следовательно, мне кажется логичным датировать Евгенические войны где-то 30-ми гг ХХІ столетия, а за ними следовала Третья мировая война (2053, «Смерть варвара», ТОС 3х22).
И, наконец, 5 апреля 2063 года состоялся Первый контакт.
За сто лет люди добились того, на что вулканцы потратили 15 столетий, как заявил посол Совал адмиралу Форресту в серии «Кузница»:
С: Из всех рас, с которыми мы вступили в контакт, вы единственные, с кем мы не можем определиться. У вас высокомерие андорианцев, гордое упрямство телларитов... То вы оказываетесь во власти эмоций, как клингоны, то ставите нас в тупик, внезапно воспользовавшись логикой.
Ф: Уверен, что такие качества присущи каждой расе.
С: Но не в таком ошеломляющем изобилии.
Ф: Господин посол. Вулканцы бояться людей? Почему?
С: Потому что вы нам напоминаете одну расу.
Ф: Вулканцев.
Люди, относительно вулканцев, достаточно молодая раса. И они послужили консолидирующей составляющей для гораздо более старших рас. И Первичная директива – продукт такого своеобразного сотрудничества. Например, чрезмерной опеки вулканцев первые сто лет после 1го контакта «Сломанный лук» («Переломный момент», ЕНТ 1х1-2).
Собственно, мне кажется, что суть Первично директивы сводиться не к тому, чтобы не делиться информацией, которая изменит привычное течение развития, а к тому, что Федерация должна служить не источником готовых открытий, но новых знаний. Первая директива призывает не к ответам на непоставленные вопросы, но к помощи постановки правильных вопросов. Поскольку несовершенство является простором для роста. Скажем, круто быть Кью. Но почему-то Райкер отказывается от этого. Потому что все знать и уметь не интересно – некуда расти. Потому что, если все получить готовенькое, то потом некуда расти, своеобразные «мегакомпьютеры» типа Ландру из «Возвращения архонтов». Первичная директива, следовательно, следствие принятия (причем достоточно четко прослеживается эволюция от ЕНТа к ВОЮ) самооценности и неповторимости каждого индивида. А военнизированность можно объяснить тем, что существование первооткрывателей всегда сопряжено с трудностями и опасностями. Однако, как мы уже убедились, это военные не в смысле солдафоны, а военные мыслящие.
Собственно, что мы имеем на выходе. Общество с сильной вертикалью власти и мощной идеологией, направленной на поиск своего места в обществе и духовного саморазвития, с широкими возможностями для самореализации и без нивелирования различий между разными культурами. Я бы сравнила подобную структуру с монастырем. Все на своих местах, подчиняются суровой дисциплине, аскетичны и прилагают массу усилий для самоусовершенствования. Красивое общество. Вдохновляющее. Утопичное и несколько чуждое нашему привычному либерально-капиталистическому мироустройству. Говорят – не очень функциональное, потому что палками в рай не загонешь. Но давайте верить, что все таки мы способны дойти до высокого уровня самосознания и построить такое же прекрасное общество, как в треке, не под дулами «строителей светлого будущего», а самостоятельно, путем моральной эволюции. И что военизированное общество – это не обязательно солдафонщина и военная диктатура. Давайте верить в треккерское чудо!
@темы: КОН, КОН, КОН!, Полезная информация
Вопрос первый: о схеме власти. Если рассмотреть эволицию ЗФ и начальственно-подчиненных отношений в историческом порядке, что мы видим?
ЭНТ - тут о военной диктатуре речь не идет, но полет Энтерпрайза напоминает полулегальное предприятие по принципу " победителей не судят, а проиграете - сами виноваты"
ТОС - ситуация "передовой". Фактически, отношения между Кирком и штабом строятся по принципу " теоретически я вам подчиняюсь, а на практике - мне плевать дело важнее!" и штаб на это смотрит сквозь пальцы. И на явное неподчинение Кирка, и на нарушение первой директивы и дейтсвия не по уставу... О чем это говорит? Скорее всего, федерация и есть одна большая передовая, еще толком не устоявшееся государство на вечном военном положении.
ТНГ - тут ситуация власти военных сохраняется ( потому что все - политика, колонии - все завязано на космосе и звездном флоте) но наблюдается активный рост бюрократии - яркий пример тот же "Критерий человека". Фактически, 90 процентов федерации - это космические корабли, базы и колонии, а таким объектом должен все же управлять человек военный. ну, колоний это касается на начальном этапе развития и мы регулярно видим там часто весьма бестолковых гражданских "бургомистров".
Зато ситуация с Маки - яркий показатель того, что флот охватывает бюрократия и он превращается в политический орган, когда политическое решение перевешивает понятие " своих не бросать" и все такое. На ДС-9 и Вояджере сохраняется та же ситуация.
Вопрос второй: экономика трека и личность.
Репликатор дает все необходимое, энергии скорее всего тоже завались, вывод: все они, звезднофлотовцы - энтуциасты. Работают не за зарплату, а исключительно за интерес. В современном обществе такой роскошью обладаеет процентов 10. А у них - каждый. А когда у тебя хобби - это работа, и ты не тратишь восемь часов в день на ерунду, то остается во-первых много времени на все остальное, а во-вторых - если все можно получить из репликатора, жадность и все что к ней прилагается само собой отмирает.
А вот жажда власти, кстати, остается.
Вопрос третий: мораль и межличностные отношения.
В плане морали сообщество федерации в общем-то пуританское. Не считая Кирка, бабников и ловеласов ( извините, но Кирк такой!) мы почти не наблюдаем. Одежда, стиль межличностного общения и тп тоже остаются пуританскими - построже, например, современных. Межрасовые браки есть, отношение к ним спокойное, но это не каждый второй-каждый пятый.
Почему так? Мне кажется подобная мораль - попытка общества оградить себя от распада, которым грозит контакт со многими расами. Мораль и этика других рас могут быть очень разными, и слишком сильное их внедрение в человеческую культуру принесет потерю уникальных человеческих устоев. В подобной ситуации общество будет стремится удерживать достаточно жесткие рамки поведения.
Фух, я выдохся.
информационное поле такое информационное
Очень интересно.
Помню, когда на ФедКоне спросили актеров, является ли по их мнению ЗФ военной организацией, они довольно активно отреагировали, что нет.
Между тем, доводы убедительные.
А евгенические значит "нам" предстоят?
Но все-таки как жаль, что все военизировано.
Тоже что касается "своих не бросаем"... У меня придумался черный анекдот о том, что в наше время проклятием является "чтоб твои дети стали шахтерами", а в Треке, наверное, "чтоб твои дети стали колонистами".
На первый вопрос, по-моему, ты сама ответила. Ситема военнизированная, но бюрократизированная. Между "своих не бросать" и установлением худого мира выбирают последнее, поскольку он всяко лучше доброй войны.
Жажда власти остается. Но жажда власти присуща не всем. Как уже написала Мошка*, трек, как любая утопия - не биологичен, но это пример в какую сторону подавлять свои инстинкты))
Я бы не сказала, что мораль пуританская. Чего стоят отношения Трой и Райкера! Другое дело, что во всякой свободной любви не видят больше запретного плода, вот и не тянуться к нему. Вон, отношения Башира с его бывшей пациенткой - вылечил ее, сдал на руки другому доктору и сразу же они провели ночь в одном помещении. Ничего между ними не было, просто заснула она у него на диване, еще и лежа на нем, вот и остались они спать вместе. Утром она проснулась раньше. Не выпрыгнула как ошпаренная, а взяла пад и спокойненько стала работать облокотившись на спящего Башира. Такое поведение не возможно в пуританском обществе. А касаемо одежды - большинство одевается в форму или достаточно скромно, но стоит посмотреть на Семерку или на Трой - кто из них скромненько одет?
А вообще - по-моему в треке именно люди несут свет культуры в массы)) Ворфа, например, конечно кормили в детстве клингонской едой и ознакомили с культурой, но он федерат до мозга костей. И над Споком вечно издеваются, что для него еще не все потеряно. И вообще - к большинству явлений подходят именно с этических позиций.
kerry-lla
Помню, когда на ФедКоне спросили актеров, является ли по их мнению ЗФ военной организацией, они довольно активно отреагировали, что нет.
Вообще-то об этом прямым текстом несколько раз говориться в разных сериалах)) Другое дело, что они имели ввиду, что ЗФ не является военной организацией в нашем понимании.
tng fan
по-моему, это очевиднополитическую философию в основном
Mira Melledain
А с другой стороны - это же дух первооткрывательства))
более не повторится.
Знаете, есть просто безграмотные люди. Я, например. Я не обижаюсь, когда мне указывают на ошибки, особенно грамматические, вот только не в таком тоне. И я, честно говоря, не вижу корелляции между грамотностью и умением делать анализ. И тому, и другому можно научить в достаточном объеме. И то, и другое - бывают врожденные. Меня пытались учить писать грамотно. Но все равно я пишу безграмотно на всех четырех языках на которых разговариваю. Я знаю правила, но это мне не мешает делать ошибки. Вы же их тоже знаете, раз чувствуете себя в праве удивляться вслух? Почему же вы ими не пользуетесь, раз считаете себя мега грамотным? Потому что вы не университетский преподаватель? Вам Чехова про соус и воспитанных людей процитировать?
Для окончательного исправления ошибок существует такая профессия - корректор или по-фандомному - бета. Если вам режут глаз мои ошибки-опечатки - я с удовольствием перевыложу текст, если вы их исправите. Я не вижу половину своих ошибок - глаз замыливается при втором прочтении. Возьметесь править - сообщу мыло.
И да, в правилах есть пунк про апшибки, а то мне одна грамотейка уже указывала на подобное, не замечая собственных бревен.
Арибет
Если ты думаешь, что я на других языках пишу грамотнее - мухаха. Я просто безграмотна.
kerry-lla
tng fan Капитан Очевидность не дремлет
Я теперь вижу, почему в правила сообщества был включен такой пункт.
Я была в числе тех, кто лично об этом пункте просил. При этом мне глубоко по барабану чьи-то там задетые чувства.
Просто, вы не видите, что ли, что вы только что сделали? Пришли и убили интереснейшую дискуссию.
500 человек открывают комментарии к статье, ожидая прочитать здесь обсуждения политического/экономического/социального и т.д. устройства Федерации, а находят — вас. Всё, обсуждение загнулось, не начавшись.
Идиотизм. ((
а интереснейшие дискуссии, если они интересны, начинаются после любых офтопиков.
Неудивительно, что флот и его корабли имеют полувоенную структуру, тем не менее, наши выводы о том, что она распространяется на всю федерацию все-таки требуют более весомых доказательств.
Если высокопоставленные чиновники выглядят беспомощными в ситуациях опасности например для Земли - то для таких случаев в общем-то создаются армия и флот: кто-то или что-то напало. Тогда всю необходимую для разрешения проблемы власть берут в свои руки военные. Но временно. Мы смотрим "с корабля", который постоянно функционирует в таком режиме, поэтому может показаться, что это status quo федерации.
меня пункт о военных судах особенно удивляет. если все основные персонажи военные, то и судить их будет не гражданский суд. а в упомянутой ситуации с Ричардом Баширом - я уверен - военные вмешались потому, что речь, помимо прочего, шла о карьере военного врача Джулиана Башира. Ричард (я только что пересмотрел этот кусок) собирался идти в суд. в обычный суд. он говорит: we're gonna fight this all the way up to the Federation Supreme Court. в суд идти не хочет именно Джулиан. и тогда Ричард идет к Сиско, а тот обратился к Беннету и договорился с военным о судьбе военного.
в нынешней ситуации некоторые вопросы с судами решаются совершенно так же.
Я не говорю, что продолжать разговор после этого невозможно. Но настроение вы людям подпортили, и у многих вызвали раздражение. И кто-то из тех, кто шёл сюда с сомнением, высказаться ему по теме или промолчать, после ваших комментариев решил промолчать, потому что разговаривать на сложную тему во враждебной и тревожной обстановке охота далеко не каждому. Ну и так далее. Это всё ньюансы, но из таких ньюансов, вопщем-та, всё и складывается.
Я догадываюсь, что для человека, не имеющего личного опыта модерирования сообщества в пять сотен человек, и на опыте этом печальном не убидившегося, что такое сообщество - штука живая, самостоятельная, достаточно хрупкая и функционируюящая по собственным законам, всё это выглядит пустым набором слов.
Но участников, вопщем-та, никто и не заставляет вникать в подробности и самостоятельно продумывать последствия своих действий, для них люди, убившиеся о подобные последствия задолго до, написали правила поведения в сообществе. В которые, в частности, входит вот этот самый пункт.
ППКС насчет случая с Баширом. Отстаивать свои законные права в гражданском суде Ричерд Башир мог только ценой карьеры Джулиана - в том числе медицинской. Ему предложили сделку, он ее принял.
То, что в "случае завоевания командования ЗФ некой «червевидной формой жизни» Пикар с Райкером ни на миг не задумываются, чтобы обращатиться в какие-то гражданские органы власти" отнюдь не основание для предположения, что система «сдерживания и противовесов» в Федерации отсутствует. Корабль явился на Землю для расследования, естественно, Пикар должен связаться с "адмиралтейством", а дальше уже нет времени обращаться куда-либо.
Я бы хотела напомнить ситуацию в "Потерянном рае" (ДС-9). Председатель СФ (или его должность называется как-то иначе?) не такой буспомощный, как может показаться в начале: он ведь оказывается прав. Ситуация, при которой нужно ставить на улицах силы безопасности ЗФ, вводить обязательные анализы крови для членов семей ответственных лиц и вообще ограничивать свободы, оказывается спровоцированной. Сиско по ходу фильма меняет свою позицию на 180. Итог - исчезновение сил безопасности с улиц и слова (цитирую по памяти): "Пусть Доминион попытается уничтожить нашу свободу, сами мы этого делать не будем". Мое ощущение от Трека - это то, что, совершенно независимо от преобладания людей в униформе (фильмы-то о них, но ведь они меньшинство населения), общество является свободным. И трудно представить себе что-то менее сходное с монастырем, чем даже отдельно взятый Энтерпрайз.
zanuda2007 в том-то и дело. мне тоже кажется, что несмотря на сильную идеологию и хорошо работающие властные структуры, это очень свободное общество. в котором есть и военные, и гражданские структуры. просто нам показывают военную. звездный флот и его академия ,судя по всему, занимают в жизни федерации важное место, но не доминирующее.
просто нам показывают, грубо говоря, сериал про какой-нибудь второй кавалерийский полк. или американских офицеров в Ираке. делать выводы обо всем, что остается за кадром и лишь изредка в нем мелькает, более, чем странно.
Брейк
Лучше скажи, что ты думаешь по поводу.
tng fan
Я подумаю, стирать ли мне комменты, потому что если бы я стерла ваш первый коммент сразу же, то никогда не узнала бы вашего мнения))
Я верю в людей, поэтому не говорю, что "я умная, я промолчу", а пытаюсь доказывать, что всякий может поступить так, как не следовало. Иногда у нас получается даже установить цивилизованные отношения. Может, дня через три я пойму, что надо было забить. Потому что, гм, потому.
Теперь по замечаниям (что помню - отвечу тут, а потом зайду к себе на дайр и продолжу):
А вы знаете, что делает человека человеком? Я не знаю. Один из вариантов - умение мыслить и стремление к самоусовершенствованию. Это все есть в тексте. Если вы не видите - значит мне стоит переформулировать. Конечно мне стоит переформулировать))
в том-то и дело. мне тоже кажется, что несмотря на сильную идеологию и хорошо работающие властные структуры, это очень свободное общество. в котором есть и военные, и гражданские структуры. просто нам показывают военную. звездный флот и его академия ,судя по всему, занимают в жизни федерации важное место, но не доминирующее.
Свободное общество, конечно, я тут не спорю. Просто структура этого общества такова, что военная иерархия ЗФ занимает в нем важное место. Почему все считают, что если общество военнизированно, то там обязательно полно солдафонов и режим - всенеприменно диктатура? В современном обществе на политику главное влияние оказывает экономика, а в треке - в этом качестве выступают, как мне кажеться, военные, у которых главный принцип - расширение сфер влияния не для экономического роста своей метрополии, а для нравственного роста ее граждан и всех вокруг (как все носятся с правами человека в чуждых этим правам человека цивилизациях, например, отношения ОФП к баджору и их пророкам, к кардассианам, к клингонам) и получения морального удовлетворения. Люди в треке - все более-менее насыщены экономически (репликаторы и бла-бла-бла), у них установки - круто - это не когда большой экономический багаж (как у ференги, скажем), а когда ты обладаешь тем качеством, возможностью, влиянием, опытом, которого нет у других. Круто - это не новый медвежонок, последняя модель ручной выделки, а старый затертый, сшитый мамой, а потом самолично чиненный, потому что именно он существует в единичном экземпляре. Или круто - это побывать первому там, где не ступала нога человека, не важно, о далеком космосе идет речь или о прогулке по Вулкану.
дело даже не в том, что вам стоит переформулировать. на мой взгляд, у этого текста очень плохо со структурой. хороший первый абзац - и совершенное отсутствие раскрытия заданной темы.
отлично - все инопланетчики отражают наши свойства. мысль очевидная, но от этого не менее интересная. но где про это? абзац про Спока откровенно не о том. из других инопланетян упомянуты Гарак, Уорф и Джадзия. зачем сравнивать Гарака со Споком, если рядом с Гараком есть еще один экспат - Кварк (который, кстати, за 7 сезонов нехило меняется, и это могло бы проиллюстрировать ваши положения)?
структура власти в Федерации - вы считаете, что она строится по той модели, которая у вас названа "женской"? как это относится к заявленной в первом абзаце теме?
такое ощущение, что у вас было много разных мыслей, которые вы написали подряд. история становления начинается с евгенических войн - зачем такая подробная справка с датами? что это дает? - и приходит через Первую Директиву к какому-то весьма обыденному пафосу. по дороге почему-то общество называется военизированным и сравнивается с монастырем. да, в тексте есть про умение мыслить и самосовершенствование. но на материале Трека тему можно было раскрыть, на мой взгляд, в несколько раз интереснее.
и еще: почему пост-колониальный и пост-феминистический дискурс? что дают именно они? как именно через них раскрывается тема? я этого не увидел, увы.
теперь по поводу вашего тут возражения.
бремя белого человека выражается не только в экономическом расширении метрополии. когда Киплинг писал "Маугли", он писал не про экономику джунглей, а о том, как мальчик принес зверяткам внятный Порядок. в Треке очень сильно прописана идеология. с той точки зрения, которая явлена нам, ее несут военные. просто потому, что нам показывают военных. как я пишу выше, если бы мы смотрели сериал про современных американских офицеров в Ираке, идеологию тоже несли бы военные. вот и все дела.
опять-таки, вы читаете текст, у вас создается впечатление, абсолютно нормально, но! на кой же черт вы сообщаете его автору текста? ведь совершенно очевидно, что стоит обсуждать только затронутые идеи, а с любыми ошибками, безотносительно того реальные они или нет, будет как с грамматическими, вот увидите(