Уже давно читаю ваше сообщество, и оно не перестает меня радовать. Вы лучшие!
Неделю назад мне принесли посылку из амазона: второй сезон ТОСа на блю-рее и книжку Лоуренса Краусса "The Physics of Star Trek" - новое издание 2007 года. И мне захотелось ее перевести. Пока готовы только предисловия и первая глава. Сразу приношу извинения за стиль - я радиофизик, а не! Но хотя бы физические и треккерские термины меня с толку не собьют.
Хотелось бы знать ваше мнение. Это вообще здесь надо?
собственно, вот
Физика стар трека
Лоуренс Краусс
Издание исправленное и дополненное
Лоуренс Краусс - профессор физики (Ambrose Swasey Professor of Physics), астрономии и главой факультета физики в западном университете Кейса (Case Western Reserve University). Он автор двух известных книг, Боязнь физики: руководство для озадаченных (Fear
of Physics: A Guide for the Perplexed) и Пятая сущность: поиск темной материи во вселенной (The Fifth Essence: The
Search for Dark Matter in the Universe), а также еще более 120 статей.
Он обладатель нескольких международных наград, включая Президентскую награду исследователю (Presidential Investigator Award), врученную президентом Рейганом в 1986 году. Он читает научные и научно-популярные лекции и часто появляется на радио и телевидении.
Отзывы о "Физике Стар Трека"
'Поучительно... эта книга очень веселая, мистер Краусс умеет понятно объяснить сложные вещи... Краусс умен, но говорит и пишет простым языком.'
Алекс Горман, New York Times Book Review
'Интересно и поразительно.' Manchester Evening News
'Замечательная книга!' Стив Фаррар, Cambridge Evening
News
'Очень рекомендую.' М. Дж. Симпсон, SFX
Восхитительно... Физика Стар Трека - замечательный гид во вселенную Star Trek для ученых-любителей. Джосеф Силк, Times Higher
Содержание
- Предисловие от Стивена Хокинга
- Пролог
- Предисловие к дополненному изданию
- Часть 1. Космический покер
- Ньютон начинает 1
- Эйнштейн поднимает ставки
- Хокинг раскрывает карты
- Дейта заканчивает игру
- Часть два. Материя она и в Африке материя2
в которой читатель узнает о лучах транспортера, варп-приводах, дилитиумных кристаллах, двигателях на антиматерии и голодеке- Атомы или биты?
- Много шума почти из ничего3
- Голодеки и голограммы
- Часть три. Невидимая вселенная, или Что скрывает ночь 4
в которой мы поговорим о вещах, которые могут существовать, но которых никто не видел: внеземная жизнь, другие измерения, экзотический зоопарк другой физики, возможностей и невозможностей- В поисках Спока
- Зверинец возможностей
- Невозможное: неоткрытая страна
- Эпилог
- Список литературы
- Примечания переводчика
в которой физика гасителей инерции и тяговых лучей прокладывает путь к путешествиям во времени, варп-скорости, червоточинам и другим пространственно-временным странностям
Предисловие от Стивена Хокинга
Я был очень благодарен Дейте за то, что он пригласил Ньютона, Эйнштейна и меня на игру в покер на борту Энтерпрайза. Это был мой шанс утереть нос двум светилам гравитации, в особенности, Эйнштейну, который не верил, что Бог играет в кости. К сожалению, я так и не получил свой выигрыш, ведь игру пришлось прервать из-за тревоги. Я обратился в студию Парамаунт, чтобы получить причитающуюся сумму, но они не знали обменного курса.
Научная фантастика, такая, как Star Trek - не только хорошее развлечение, она служит серьезной цели, расширению человеческого воображения. Может, нам пока не под силу смело идти туда, где не ступала нога человека, но никто не мешает нам вообразить такой поход. Мы можем узнать, как человеческий дух отнесется к будущим открытиям в науке и поразмышлять, что за открытия нам предстоят. Между наукой и фантастикой происходит взаимовыгодный обмен. Фантастика предлагает идеи, которые ученые используют в своих теориях, но иногда наука приходит к выводам, которые фантастичнее любой выдумки. Пример тому - черные дыры, которым очень помогло название, придуманное Джоном Арчибальдом Уилером. Продолжи они называться "замороженными зведами" или "полностью гравитационно сколлапсированными объектами", о них не написали бы и половины того, что написано сейчас.
Одна из вещей, на которых Star Trek и другая научная фантастика заострили внимание - это путешествия быстрее скорости света. Действительно, они абсолютно необходимы для сюжета Star Trek. Если бы Энтерпрайз был ограничен скоростью света, может экипаж и совершил бы путешествие к центру галактики за несколько лет. Но вернувшись домой, они обнаружили бы, что на Земле прошло уже 80 000 лет. Похоже, не повидать им своих близких!
К счастью, общая теория относительности Эйнштейна позволяет обойти эту трудность: можно искривить пространство и срезать путь к тому месту, которое хочешь посетить. Хотя там имеются свои проблемы, вроде отрицательной энергии, похоже, такое искривление может в будущем оказаться нам по силам. До сих пор не было серьезных исследований, посвященных этой теме, думаю, отчасти, из-за того, что это звучит чересчур фантастично. Одним из следствий быстрых межзвездных перелетов могла бы быть возможность путешествий в прошлое. Представьте, какое начнется возмущение, если выяснится, что государственный бюджет расходуется на исследования путешествий во времени. Поэтому ученым, работающим в этой области, приходится использовать научные термины наподобие "замкнутые временноподобные мировые линии" что и обозначает путешествие во времени. Тем не менее, то, что сегодня считается фантастикой, зачастую завтра становится доказанным фактом. Физика, которая стоит за Стар Треком, определенно, стоит изучения. Ограничиться лишь земными, насущными вопросами - значит ограничить полет своей мысли.
Пролог
Почему физика Стар Трека? Творение Джина Родденберри - все же фантастика, а не научный факт. Поэтому многие технические чудеса, показанные в сериале, неизбежно будут основаны на идеях, которые плохо изучены или вообще противоречат нашим представлениям о вселенной. Я не хотел писать книгу, которая перечисляла бы по пунктам, где авторы Стар Трека допустили ошибки.
Однако я обнаружил, что идея об этой книге не выходила у меня из головы. Признаю, что меня пленил транспортер. Если задуматься, какие проблемы надо решить при разработке такого гипотетического устройства, окажется, что они затрагивают многочисленные области, включая компьютеры и информационные сверхмагистрали5, физику элементарных частиц, квантовую механику, атомную энергию, строительство телескопов, биологию и даже вопрос о существовании человеческой души! Добавьте сюда идеи вроде искривленного пространства и путешествий во времени, и отказаться становится невозможно.
Вскоре я понял, что же поразило меня в Стар Треке, так же как и многих фанатов по сей день, хотя минуло почти 30 лет после начала сериала. Это, как сказал всемогущий шутник Q, "исследование неизвестных возможностей мироздания". И, думаю, Q согласился бы со мной, даже очень весело подумать о них.
Как написал Стивен Хокинг в предисловии к этой книге, научная фантастика наподобие Стар Трека помогает расширить человеческое воображение. Действительно, рассматривать бесчисленные возможости, которые таит будущее, включая мир, где человечество переступило через близорукую международную и расовую вражду и отважилось исследовать вселенную, действуя мирно - часть продолжающегося чуда Стар Трека.
По данным частного опроса, который я провел однажды, пока гулял по университетскому кампусу, количество людей в США, не знающих фразу "Поднимайте меня, Скотти" сравнимо с количеством людей, не слыхавших о кетчупе. И если добавить, что модель корабля "Энтерпрайз" является самым популярным экспонатом в аэрокосмическом музее, более популярным, чем настоящие космические корабли, я думаю, становится ясно, что Стар Трек является для многих средством для удовлетворения любопытства об устройстве вселенной. Разве можно найти лучший контекст, чтобы обсудить наиболее выдающиеся идеи современной физики? Надеюсь, что вам это путешествие понравится так же, как и мне.
Долгой вам жизни и процветания.
Предисловие к дополненному изданию
Когда я впервые сел за написание Физики Стар Трека почти 13 лет назад, я и понятия не имел ни о том, как это изменит мою жизнь, ни о влиянии, какое она окажет на треккеров, да и на не-треккеров тоже. Я только надеялся, что после публикации толпа разгневанных фанатов не придет линчевать меня и что мои коллеги-физики все же будут со мной разговаривать.
Стоит ли и говорить, эти опасения были безосновательны. Действительно, мгновенная и бурная реакция была во всех отношениях противоположной той, что я ожидал. Одно из первых писем, которое я получил, было от фаната, который написал: "Я ждал 20 лет, чтобы прочитать книжку о Стар Треке, взятую с полки научных книг!". И когда я начал читать лекции по этому поводу, я повстречал 7- и 8-летних ребят с зачитанными до дыр копиями этой книжки, у которых накопилось достаточно вопросов, чтобы задать мне. А мои коллеги были поражены тем, что книга по физике может стать популярным бестселлером. И, держитесь за стул, книга стала основоположником нового жанра книг "физика чего-то там". Сначала стали появляться дюжинами книги "... Стар Трека", а за ними последовали "физика рождества" или "наука в Гарри Поттере".
Я даже постоял за штурвалом Энтерпрайза в студии Парамаунт. Пусть я и не поиграл в покер с Эйнштейном, зато снялся в документальной передаче с самим капитаном Кирком и потусовался с коммандером Райкером и Кварком 7.
Вскоре, как книга появилась, меня стали просить о продолжении, и просьба повторялась множество раз в течении многих лет, но я решил, что сказал все, что хотел сказать по этому предмету. Ну, почти все. За последующие годы не только продолжился Звездный Путь, но и наука не стояла на месте, и я даже могу сказать, последняя преуспела куда больше. Чтобы наука в книге отвечала современным представлениям, я решил пересмотреть материал от корки до корки, добавить новую информацию где необходимо, и убрать доводы, которые, как оказалось, были неверными.
Конечно, я не мог устоять, чтобы не добавить несколько новых отсылок к Стар Треку и даже несколько новых киноляпов, один из которых мне рассказал 5-летний мальчик на лекции, а другую - член экипажа Энтерпрайза. Я старался сохранить стиль старой книги, который, к счастью, почти не пострадал. И под конец, я надеюсь, что читатели продолжат наслаждаться обсуждениями и будут очарованы тем удивительным фактом, что какой бы поразительной ни была вселенная Стар Трека, настоящая вселенная преподосит сюрпризы куда грандиознее и страннее, чем любая выдумка сценаристов.
Лоуренс Краусс
Кливленд, штат Огайо, 2007
Часть один.
Космический покер
в которой физика гасителей инерции и тяговых лучей прокладывает путь к путешествиям во времени, варп-скорости, червоточинам и другим пространственно-временным странностям
Глава один.
Ньютон начинает1
Куда бы вы ни отправились, вы по-прежнему здесьИз эмблемы корабля "Эксельсиор", в фильме 6, "неоткрытая стана", возможно, позаимствовано из "приключений Бакару Банзая"6
Вы за штурвалом звездолета Дефайант, находящемся на орбите планеты Икония, недалеко от нейтральной зоны. Ваша миссия: встретиться с ближайшим транспортным кораблем на другом конце звездной системы и забрать компоненты, необходимые для ремонта поломанных первичных силовых катушек транспортера. Нет никакой необходимости выходить в варп; вы отдаете приказ включить импульсные двигатели на полную мощность, чтобы разогнаться до комфортной скорости в пол-световой и добраться до места назначения за пару часов: как раз хватит, чтобы привести в порядок бортовой журнал. Однако, как только вы уходите с орбиты, вы чувствуете сильнейшее давление на грудь. Ваши руки становятся будто свинцовыми, а вы сами не можете покинуть капитанское кресло. Ваш рот замирает в страшной гримасе, глаза, кажется, вот-вот вылезут из орбит, а кровь, циркулирующая по телу, упорно не хочет подниматься к голове. Медленно, вы теряете сознание... и через несколько минут вы мертвы.
Что же случилось? Это не первые признаки космической "интерфазы", которая скоро охватит весь корабль, и не атака замаскированного Ромуланского судна. На самом деле, вы пали жертвой кое-чего гораздо более могущественного. Просто находчивые авторы сценариев Стар Трека еще не изобрели гасителей инерции (inertial dampers), которые они введут в более поздних сериях. Вас одолело ни что иное, как второй закон Ньютона - тот, что вы проходили в школе, но, похоже, успешно забыли.
Да, я знаю, что некоторые треккеры уже говорят себе: "как скучно! Не надо опять про Ньютона. Расскажите лучше о действительно интересных вещах, например, "как работает варп-привод", или "что это за вспышка, перед тем, как корабль уходит в варп - это как ударная волна при переходе на сверхзвук?" или "
так что же такое дилитиевые кристаллы?". Все что могу сказать - доберемся и до этого. Путешествия в Стар Треке основаны на очень экзотических концепциях физики. Но прежде чем ответить на наиболее фундаментальный вопрос о Стар Треке: "возможно ли такое в реальности, и если да, то как?", придется начать издалека.
Прежде чем отправиться туда, где не ступала нога вообще никого, даже до того, как мы покинем штаб-квартиру Звездного Флота, сперва нам придется столкнуться с теми же странностями, с которыми столкнулись Галилей и Ньютон более 300 лет назад. Надо это, чтобы ответить на воистину космический вопрос, вопрос, служащий лейтмотивом в произведении Джина Родденберри и на который определенно стоит поискать ответ: "Что современная наука может рассказать нам о возможном будущем цивилизации?".
Любой, кто побывал в аэроплане или в быстрой машине, знает чувство, что его прижимает к сидению, когда трогаешься с места. Это явление проявляется особенно злобно на борту звездолета. Термоядерные реакции в импульсном двигателе производят высокие давления, которые выталкивают газы или излучение из корабля с высокой скоростью. Именно сила противодействия, которую газ оказывает на двигатель, приводит к тому, что двигатели отталкиваются вперед. Корабль, будучи прикреплен к двигателям, тоже движется вперед. У штурвала, вы тоже движетесь вперед, благодаря силе, которую капитанское кресло оказывает на ваше тело. В свою очередь, тело прижимается к креслу.
Но здесь есть загвоздка. Также, как молоток, движущийся на большой скорости к вашей голове, подействует с большой силой на ваш череп, что наверняка окажется летальным, так и капитанское кресло убьет вас, если приложенная сила будет слишком велика. Пилоты реактивных самолетов и NASA называют силу, действующую на вас из-за высоких ускорений (например, при запуске космического корабля с земли) перегрузками (G-forces). Хочу пояснить это на собственном примере. Когда я сижу за своим компьютером и печатаю текст, я чувствую давление, которое офисный стул оказывает на мой зад, давление, с которым я привык уживаться. Сила, действующая на зад, является результатом действия силы тяжести, которая, не будучи уравновешена, стала бы ускорять меня вниз, к Земле. Но что-то не дает мне падать на землю, сквозь мой стул. Дело в том, что Земля оказывает противоположно направленную силу на железобетонный каркас дома, а он в свою очередь, оказывает силу на деревянный пол второго этажа, а уже он действует на стул, который действует на мое тело. Если бы Земля стала в два раза тяжелее, но сохранила бы прежний диаметр, давление на мой зад также выросло бы вдвое. Направленные вверх силы реакции опоры должны были бы возрасти в два раза, чтобы уравновесить силу тяжести.
Те же факторы надо принимать в расчет при космических полетах. Если вы за капитанским креслом и отдаете команду ускориться, вы должны учесть силу, с которой кресло будет ускорять вас вперед. Если вы повысите ускорение вдвое, то и сила вырастет вдвое. Больше ускорение - больше толкающая сила. Вот только проблема в том, что ничто не способно выдержать силу, требуемую для быстрого разгона до импульсной скорости - по крайней мере не ваше тело.
Кстати, та же проблема возникает в Стар Треке и в других контекстах, даже на Земле. В самом начале пятого фильма "Последний Рубеж", Джеймс Кирк забирается на гору Йосемит без страховки, и вдруг соскальзывает и падает. Спок, обутый в ракетные ботинки, мчится на помощь и останавливает капитана буквально в метре от земли. К сожалению, это тот случай, когда решение может оказаться не лучше проблемы. Если процесс остановки за пару дюймов смертелен, то совершенно без разницы, что вызвало эту остановку, земля или вулканская хватка Спока.
Задолго до того, как силы реакции опоры начнут разрывать или ломать ваше тело, возникнут серьезные физиологические проблемы. Самая главная проблема в том, что сердце потеряет возможность качать кровь к вашей голове. Вот почему пилоты истребителей иногда теряют сознание, выполняя скоростные маневры. Были созданы специальные костюмы, которые бы выталкивали кровь из ног, чтобы держать пилота в сознании во время перегрузок. Эта физиологическая реакция остается одним из главным ограничивающим фактором, который задает, насколько большое ускорение может иметь космический аппарат. Вот почему NASA никогда не запускало людей на орбиту из гигантской пушки, как это описано у Жюль Верна.
Если я хочу разогнаться из состояния покоя до, скажем 150 000 км/с, или порядка половины скорости света, мне придется делать это постепенно, чтобы не быть разорванным на куски. Разумным будет ускорение 3g, то есть в три раза больше ускорения свободного падения. При таком ускорении, чтобы разогнаться до половины скорости света, понадобится 5 миллионов секунд, или 2,5 месяца! Серия получится не очень увлекательной.
Чтобы разрешить эту дилемму, вскоре после выпуска первого звездолета класса "Конституция" - Энтерпрайз NCC 1701 - авторы Стар Трека решили ответить на критику, что ускорения на борту звездолета мгновенно превратят экипаж в мясной рулет. [1] Они придумали "гасители инерции", некие демпферы, хитроумные приспособления, призванные избавится от этой маленькой назойливой проблемы (Вообще, почти за столетие до этого, на корабле Энтерпрайз NX-класса под командованием капитана Арчера уже стояли гасители инерции. Но хотя по хронологии его построили на столетие раньше, придуман он был гораздо позже остальных)
Гасители инерции наиболее заметны, когда их нет. К примеру, Энтерпрайз был почти разрушен после потери контроля над своими инерционными гасителями, когда микроскопическая жизненная форма, известная как Наниты, в процессе своей эволюции нашли память центрального бортового компьютера очень вкусной. Действительно, почти каждый раз, когда Энтерпрайз бывает разрушен (обычно, в каком-то неправильном времени), разрушениям предшествует потеря гасителей инерции. Подобная неисправность в Ромуланской Хищной Птице наглядно доказала нам, что у Ромуланцев зеленая кровь.
Как часто бывает с технологиями стар трека, гораздо проще описать, что делают гасители инерции, чем то, как именно они это делают. Первый закон физики Стар Трека должен гласить: чем проще описывается проблема, которую надо обойти, тем сложнее будет найденное решение. Дело в том, что физика строится на некоторых основных постулатах, и инерционный гаситель - это не просто какой-то еще не изобретенный агрегат. Его существование противоречит всем имеющимся знаниям. Прогресс в физике происходит не революциями, когда все прошлые исследования отправляются в корзину, но эволюцией, когда из установленных фактов пытаются извлечь как можно больше смысла. Законы Ньютона будут оставаться также верными и через миллион лет, как они верны сейчас, без разницы что мы откроем на переднем крае науки. Если мы бросим мяч на Земле, он упадет. Если я сижу за этим столом и пишу до посинения, на мой зад будут действовать все те же силы.
Так или иначе, было бы нечестно закончить рассуждения о гасителях инерции, не дав никакого описания, как они могли бы работать. Как следует из моих доводов, гасители должны создавать внутри корабля искуственный мир, в котором сила реакции, действующая на ускоряющиеся тела, подавляется. Объектам внутри корабля "кажется", что они не ускоряются. Я уже описывал, что ускорение вызывает у вас те же ощущения, что и тяготение. Эта связь между ускорением и гравитацией, которая была основой для построения общей теории относительности Эйнштейна, куда более близка, чем кажется на первый взгляд. Таким образом, есть лишь один вариант modus operandi этих устройств: они должны создавать искуственное гравитационное поле внутри корабля, которое притягивает в направлении, противоположном силам реакции, тем самым компенсируя их.
Но даже если такое возможно, надо решить множество проблем. Скажем, гасителям инерции требуется некоторое время, чтобы отреагировать на неожиданные воздействия. Например, когда Энтерпрайз попал во временнУю петлю из-за столкновения с Боузманом, вынырнувшим из временного искажения, экипаж разбросало по мостику еще до возникновении бреши в варп-ядре и отказа гасителей инерции. Я читал в технических спецификациях Энтерпрайза, что время отклика гасителей инерции составляет порядка 60 миллисекунд [2]. Это может показаться немного, но этого вполне достаточно, чтобы убить вас, если такая задержка возникнет при штатных ускорениях. Чтобы убедиться в этом, подумайте, сколько времени требуется молотку, чтобы размозжить череп, или сколько времени надо земле, чтобы расплющить вас после падения с горы Йосемит. Просто помните, что столкновение на скорости 10км/ч - это как врезаться на бегу в кирпичную стену. Так что гасителям инерции стоило бы иметь куда более быстрый отклик. Несколько моих знакомых треккеров заметили, что как бы корабль ни трясло, никого не отбрасывает дальше, чем на пару шагов.
Прежде чем покинуть привычный мир классической физики, не могу не упомянуть о еще одном техническом чуде, которое должно нарушать законы Ньютона, чтобы работать: о тяговом луче Энтерпрайза. Он применялся при спасении колонии на Моабе IV, чтобы отклонить приближающееся к ней ядро звезды, и в похожей (но неудачной) попытке спасти Бреэль IV, вернув ее луну-астероид назад на орбиту. На первый взгляд, тяговый луч кажется довольно простым для понимания, чем-то вроде невидимого троса или прута, даже если действующие силы могут быть экзотическими. Действительно, как прочный трос, тяговый луч хорошо справляется с такой работой, как притягивание челнока, буксирование другого корабля, или задержание вражеского судна. По сути, пока Федерация не получила доступа к технологии тяговых лучей, корабль NX класса "Энтерпрайз" очевидно использовал магнитные захваты для тех же самых целей. Единственная проблема, что если мы тянем что-то, без разницы как, веревкой ли, магнитным захватом или тяговым лучом, мы должны быть прикреплены к земле или чему-то тяжелому. Все, кто когда-нибудь катался на коньках, знают, что бывает, когда вы на льду и пытаетесь кого-то толкнуть. Этот кто-то и правда отъедет от вас, но и вы начнете двигаться в обратную сторону. Без жесткой опоры вы - беспомощная жертва собственной инерции.
По той же причине капитан Жан-Люк Пикард приказал лейтенанту Райкеру выключить тяговый луч в эпизоде "Битва"; Пикард указал, что корабль, который они тащили, мог бы двигаться за ними своим ходом, из-за инерции. Если бы Энтерпрайз попытался притянуть Старгейзер своим тяговым лучом, то и Старгейзер в свою очередь стал бы тянуть Энтерпрайз назад.
Это явление также кардинально влияет на то, как в наше время ведутся работы в космосе. К примеру, вы астронавт, назначенный, чтобы затянуть болт на космическом телескопе Хаббл. Если вы попробуете сделать это шуруповертом, то будете неприятно удивлены, когда наконец подплывете к этому нехорошему болту. Когда вы включите шуруповерт, то начнете вращаться сами, в то время как болт останется на месте. Все дело в том, что телескоп Хаббл гораздо тяжелее вас. Когда шуруповерт прикладывает силу к болту, сила реакции, которую вы чувствуете, куда скорее приведет во вращение вас, чем вы болт, особенно если он уже довольно плотно прикручен к раме. Конечно, если вам повезет обзавестись магнитными ботинками, подобно убийцам посла Горкона, они надежно прикрепят вас к чему бы то ни было, и вы сможете работать так же эффективно, как на Земле.
Подобным образом, можно увидеть, что случится, когда Энтерпрайз попробует притянуть другой космический аппарат впереди себя. Если только Энтерпрайз не сильно тяжелее, он сам начнет двигаться к притягиваемому объекту, а не наоборот. В глубинах космоса, это различие лишено особого смысла и лежит скорее в области семантики. Без системы отсчета, не все ли равно, кто кого тянет? Однако если вы находитесь на злополучной планете Моаб IV, на пути мятежной звезды, разница в том, Энтерпрайз ли тянет звезду, или звезда - Энтерпрайз, становится очень существенной!
Один мой знакомый, треккер, заметил, что решение этой проблемы косвенно упоминается по крайней мере в одном эпизоде. Если Энтерпрайз будет включать импульсные двигатели каждый раз, когда включается тяговый луч, он мог бы, прикладывая противоположно направленную силу своими двигателями, подавлять любую отдачу, возникающую во время притягивания или отталкивания чего-нибудь.
Этот треккер заявляет, что где-то четко указано: тяговый луч требует для своей работы включенные импульсные двигатели. Но я что-то не припоминаю, чтобы Кирк и Пикард отдавали приказ включить импульсные двигатели, когда применяется тяговый луч. И вообще, для общества, способного разработать и построить гасители инерции, нет нужды в применении грубой силы. Вспоминая, как ЛаФорджу нужно было поле искривления, чтобы вернуть на орбиту луну Бреэля, думаю, аккуратное, пусть на данный момент и недостижимое, манипулирование пространством и временем может выполнить задачу так же хорошо. Чтобы понять, почему это так, пора включить наши гасители инерции, и на полном импульсе двинуться к современному миру искривленного пространства и времени.
Библиография
Глава 1. Ньютон начинает
[1] Michael Okuda, Denise Okuda, and
Debbie Mirak, The Star Trek Encyclopedia (New York: Pocket Books,
1994).
[2] Rick Sternbach and Michael Okuda,
Star Trek: The Next Generation—Technical Manual (New York: Pocket
Books, 1991).
Примечания переводчика
- Ньютон начинает - в оригинале "Newton antes", т.е Ньютон вносит начальную ставку (анте)
- Материя она и в Африке материя - в оригинале игра слов: "Matter Matter Everywhere" - "материя везде играет роль" или "материя, материя, она повсюду"
- Побольше шуму из ничего - в оригинале "The Most Bang for Your Buck" - сленговое выражение, означающее "добиться наилучшего результата наименьшими усилиями"
- Что скрывает ночь - в оригинале "Things That Go Bump in the Night" (дословно"существа, кричащие в ночи") - выражение, имеющее комический оттенок, означает что-то неизвестное и пугающее, зачастую шум.
- Информационная сверхмагистраль - в оригинале "information superhighway" - выражение эпохи 90-х. Принадлежит Элу Гору, он произнес его в речи наподобие "плюс интернетизация всей страны"
- Приключения Бакару Банзая: через восьмое измерение - научно-фантастический фильм 1984 года, с Питер Уэллером, Джоном Литгоу, Эллен Бэркин, Кристофером Ллойдом, Джеффом Голдблюм и Клэнси Брау в главных ролях.
- потусовался с командером Райкером и Кварком - изначально "hang out with the likes of commander Riker and Quark". Что здесь означает "likes" (подобия) - ума не приложу. То ли он так актеров назвал, то ли там восковые фигуры какие...
Спасибо. )))
Уже давно читаю ваше сообщество, и оно не перестает меня радовать. Вы лучшие!
Спасибо! Вот, вы тоже теперь лепту свою вносите))
Я добавила тег "Физика Стар трека", чтобы и саму книжку было легче искать потом.
nabbla, а это ведь вы накладывали дорожки и раздавали ремастеренный ТОС на торрентс.ру?
И, гм, ворм-холл - по-русски вообще-то кротовая нора. В сериалах всегда переводят червоточина как день традиции, но научный термин все же - кротовая нора. А по скольку это все таки научно-популярная книга, то я думаю, надо оставить термин.
Я заметила еще пару опечаток, но текст меня увлек, а их я не успела процитировать))
В общем, еще раз респект и ждем дальше!
спасибо Вам большое
"Инерционные гасители" все-таки, или?
Де́мпфер (нем. Dämpfer — глушитель, от dämpfen — заглушать) — устройство для гашения (демпфирования) колебаний или предотвращения механических колебаний, возникающих в машинах и приборах при их работе.
Интересно другое:
Важным свойством демпфера является уменьшение добротности той колебательной системы, к которой он подключен. Принцип действия демпфера заключается в необратимом переводе полученной им энергии в тепло или разрушение материала. Например, масло в амортизаторе предотвращает его паразитные колебания после проезда колесом препятствия. При этом масло нагревается. Очень хорошим демпфером является песок, при поглощении им энергии песчинки трутся друг о друга (происходит нагрев) и измельчаются (механическое разрушение).
На чём же основаны инерционные гасители? Только на противодействующей силе? нехилая энергия нужна только на это...)
Там вроде еще есть иллюстрации.
Есть, преимущественно в середине книги, на глянцевых страницах. Но все равно черно-белые. Их тоже выложу в свое время.
nabbla, а это ведь вы накладывали дорожки и раздавали ремастеренный ТОС на торрентс.ру?
Да, это был я. А сейчас играюсь с блю-реем, выкладываю потихоньку второй сезон в высоком разрешении и обеими вариантами эффектов. Пока, правда, дальше Amok Time дело не ушло...
Кстати, какая была стоимость самой книги и доставки?
10$ - сама книга, 50$ - доставка. Раньше amazon.com позволял высылать товары по почте, но в последнее время решил не рисковать пользоваться почтой России, поэтому единственный выбор - курьером. Так что если заказывать - то по крупному! Что и было сделано: "физика стар трека", комплект из 7 дисков - весь ТОС 2-го сезона, "And Another Thing" - продолжение "автостопом по галактике" от другого автора и еще книга по проектированию ламповых предусилителей
Очень хороший перевод, только Стар трек лучше транслитерировать.
Сомнения грызут постоянно. "Star Trek" , "Стар Трек" или "звездный путь"? В этом отрывке встречались все три. Согласен, что оставлять "Star Trek" - не есть хорошо, но вот другие два перевода, думаю, можно чередовать. В большинстве случаев "Стар Трек", как имя собственное. Не переводят же фамилию Smith как Кузнецов! Но если дана фраза "Star Trek continued", мне кажется правильнее перевести "звездный путь продолжился".
Другой проблемный термин - warp. Мне очень понравилось, когда в ТОСе его назвали "искривлением". Сразу приходит на ум общая теория относительности с ее искривленным пространством, в то время как "варп" ничем не лучше "авада кедавры". Бессмысленный набор букв, произносимый главным героем, чтобы совершилось какое-то событие. С другой стороны, "варп-привод" короче, чем "двигатель искривления", "варп-скорость" - чем "сверхсветовая скорость", да к тому же у всех на слуху. Думаю, тоже буду чередовать.
И, гм, ворм-холл - по-русски вообще-то кротовая нора. В сериалах всегда переводят червоточина как день традиции, но научный термин все же - кротовая нора. А по скольку это все таки научно-популярная книга, то я думаю, надо оставить термин.
Припоминаю, наш астрофизик их только так и называл, кротовыми норами. И википедия с ним согласна. Что ж, учту. Кстати, в той самой документальной передаче их упорно называли свищами. "Пицца со свищом"
Я заметила еще пару опечаток, но текст меня увлек, а их я не успела процитировать))
Не стесняйтесь указывать на очепятки, тавтологии и пр. - буду рад любой конструктивной критике!
И упоминаются как синонимы... Хотя Wormholle таки, а не moleholl (за точность словообразования не ручаюсь)...
я зануда, я знаю.
Тут идея в том, чтобы приложить одинаковую силу одновременно ко всем молекулам, из которых состоит человек. Тогда не возникнет никаких внутренних напряжений, все части как единое целое начнут ускоряться. Так происходит, например, при падении. Хотя на нас действует сила тяжести, мы ее как раз не чувствуем, т.к она приложена равномерно. Вот и получается невесомость. Пусть мы будем падать хоть с ускорением свободного падения 1000g, само по себе оно не убьет.
Как-то так и предлагается. Энтерпрайз разгоняется с ускорением 1000g, и в нем создается искуственная гравитация на те же 1000g, из-за которой весь экипаж падает на него по направлению движения. Только никак не упадет, потому что они летят вперед с одним и тем же ускорением и друг относительно друга неподвижны. Тогда команда будет чувствовать невесомость. Остается добавить 1g к полу - и будет то что надо.
Электрический нагреватель - это не нагреватель электричества. Это нагреватель, использующий электричество для работы.
Пневматический молоток - это не молоток для взбивания воздуха.
Инерционная машинка - это машинка, использующая инерцию раскрученного маховика, чтобы продолжать движение после того, как ее разогнали.
Поэтому правильнее было бы назвать этот агрегат "гаситель инерции". Что интересно, в википедии есть статья "inertia damper" про самые обычные вещи, вроде амортизаторов. Есть "inertia negation", на которую вас отправят, если ввести запрос "inertial damper". А вот статьи про inertial dampener там нет. А если глянуть, где такое выражение применяется, окажется - только в Стар Треке да СтарГейте. Так что английское название тоже неправильное. Зато каноничное!
а как создать искусственную гравитацию? гравитация возникает только от массы или как-то можно за счет ускорения или еще чего-нибудь?
Нобелевская премия плачет по тому, кто знает... По современным представлениям вроде бы никак иначе. Можно действительно массу применить - лететь с мааленькой черной дырой на веревочке (ну хорошо, с заряженной черной дырой в электростатическом поле). Заодно и как урна сгодится! Да и как источник энергии. Пока мусор будет в нее падать, таких скоростей достигнет, что мама не горюй! Вот только где ж ее взять такую...
Еще вариант - вместо гравитации применить сильное магнитное поле. С помощью поля в 10 тесла удалось создать невесомость для лягушки и мыши:
www.reuters.com/article/scienceNews/idUSTRE58A0...
www.youtube.com/watch?v=A1vyB-O5i6E&NR=1
Но опять же, не понятно, как это можно применить на практике.
эээ... В оригинале это образовано от слова Demphen ?
странно, как у мыши всю информацию из мозга не постирало, это ж все равно, что прикрепить к системнику магнит, только намного мощнее.
лететь с мааленькой черной дырой на веревочке
не получится - скоростью надо как-то управлять: больше-меньше, а у нее масса постоянная наверно.