![](http://static.diary.ru/userdir/3/2/0/1/3201377/82619614.jpg)
Глава 28.
Хикару Сулу взирал на дисплеи сенсоров со всё возраставшей тревогой. Со времени последнего сеанса связи с капитаном прошёл уже не один час, и рулевой начал подозревать: на планете что-то пошло совсем не так, как планировал Кирк.
Но что именно?
- "Якима" вызывает десант, - сделал он ещё попытку. - "Якима" вызывает десант. Пожалуйста, отзовитесь!
Только тишина в эфире была ему ответом.
читать дальше В отчаянии он бросил взгляд на панель управления транспортером, но без сигнала коммуникатора не было иного способа засечь местоположение пропавших мужчин.
В эту секунду Сулу остро возжелал оказаться на «Энтерпрайзе». Имея под рукой такой звездолёт, можно было бы спустить поисковую партию на розыски капитана и его товарищей, а наиновейшие сенсоры могли просканировать всю планету и засечь даже самые слабые признаки жизни. Однако, застряв на «Якиме», Сулу располагал гораздо более ограниченными возможностями.
Что я могу сейчас предпринять? – перебирал варианты рулевой. Ближайшая звёздная база была в нескольких днях пути на варпе. К тому времени, как он вернулся бы с подкреплением, капитан, Спок и доктор Маккой могли погибнуть на этой враждебной планете. Если что-то подобное уже не случилось, мрачно подумал он.
Неожиданно сенсор издал звуковой сигнал и в сердце Сулу всколыхнулась надежда. Брошенный им на дисплей нетерпеливый взгляд показал, что на планете зарегистрирован выброс энергии недалеко от убежища Хана. Сулу поспешно перепроверил данные: определённо этот таинственный всплеск был ни чем иным, как фазерными выстрелами!
Это всё, что мне надо знать, решил он. Несколько умелых действий рулём – и «Якима» сошла с орбиты. Сулу направил крейсер прямо в неспокойную атмосферу планеты; он понятия не имел, зачем членам десантного отряда понадобилась эта пальба в воздух, но, по крайней мере, у него были соображения, где их теперь искать.
"Держитесь, капитан. Я иду".
***
Пролёт через грозовое небо Сети Альфа V в условиях сильной турбулентности потребовал от Сулу использования всех без исключения навыков пилотирования. Циклонические ветра трепали компактный космический кораблик, плотная взвесь в воздухе сделала совершенно бесполезным видовой экран, вынудив Сулу ориентироваться только по навигационным приборам. Гром гремел, не переставая, в то время как зигзаги молний, словно брошенные рукой какого-то титана, били в дефлекторы, как дизрапторный огонь. Сулу не мог не вспомнить аварийную посадку «Галилео-7» на Тарсусе II и молился про себя, чтобы история не вздумала повториться.
По мере приближения крейсера к поверхности планеты атмосфера стала поспокойнее, хотя и незначительно. Сулу просканировал бортовыми сенсорами территорию вокруг места фазерного огня и был до крайности поражён, обнаружив присутствие нескольких гуманоидных форм жизни. Похоже, у капитана откуда-то появилась компания, подумал он озабоченно. Мы считали, что эта планета необитаема.
К сожалению, никакого способа отличить членов десанта от других гуманоидов не было, уж точно не в таких условиях. Жесточайшие песчаные бури серьезно мешали работе сенсоров, делая невозможным получение более верных отчетов. Сулу понял, что существует только один путь безопасного подъёма капитана Кирка и его друзей на борт.
- Извините, капитан, - пробормотал он, устанавливая фазер крейсера на оглушение максимально рассеянным лучом и направляя «Якиму» в сторону центра скопления неизвестных лиц.
Малиновое пламя разлилось по лобовому экрану: фазерный шквал низкого уровня воздействия, активированный Сулу, неизбежно вывел бы из строя любого, кто находился бы в непосредственной близости, будь то мужчина, женщина или ребёнок.
А затем рулевой высмотрел удобное место для посадки.
***
Голова Кирка ещё гудела от фазерного оглушения, когда он опустился в пассажирское кресло салона «Якимы» напротив Астрид Эрикссон. Чистый воздух и комфортная температура принесли долгожданное облегчение после «гостеприимной» Сети Альфа V.
Астрид была перенесена на борт «Якимы», а её последователи оставлены на планете, правда, без украденных фазеров и скафандров. Обезоруженная и в меньшинстве, лидер Изгнанников очнулась уже на орбите.
- Почему я должна верить тебе сейчас? – сидя на одном из мягких кресел, обвиняющим тоном допытывалась она у капитана. Тот подметил, что ухоженный внутренний интерьер несколько выбивал её из колеи; уж очень большой контраст был между крейсером и Фаталисом, где она обитала раньше. - После такого количества лжи?
- Потому что, - терпеливо растолковывал ей Кирк, - у меня нет больше никаких оснований для обмана, - он кивнул в сторону Спока и Маккоя, которые стояли рядом с фазерами наизготовку. – Потому что, просто на тот случай, если ты не заметила, все карты у меня на руках.
Астрид вскипела было, но неопровержимость доводов капитана её усмирила.
- Так чего же ты хочешь от меня?
- Только убедить тебя в том, что твоих людей может ждать лучшая жизнь, если вы, наконец, поймёте и примете тот факт, что Хан действительно ушёл навсегда.
Кирк чувствовал непреодолимое желание достучаться всё-таки до этой молодой женщины, впустую потратившей большую часть жизни в Преисподней, которую она звала домом.
- Послушай меня. Используй свой улучшенный интеллект, чтобы преодолеть свою одержимость Ханом, и ради своего народа посмотри на общую картину. Ты должна понять, что Сети Альфа V умирает, здесь нет будущего для вас, независимо от того, жив Хан или нет. В конце концов, что для тебя важнее – месть или жизнь?
Несколько невообразимо долгих минут Астрид молчала; Кирк решил, что это обнадеживающий знак. Хан принёс свою жизнь и жизни всех, кто с ним был, в жертву возмездию, думал капитан. Я не могу допустить, чтобы Астрид совершила ту же ошибку.
- Что именно ты предлагаешь? – вдруг спросила она.
Да! - подумал Кирк, чувствуя прилив надежды.
- Вы все потомки беженцев, покинувших Землю триста лет назад. Это накладывает на нас некоторую ответственность. Я уверен, что мне удастся убедить Звёздный флот переместить вас на более гостеприимную планету, где вы сможете начать всё заново.
- Какую ещё планету? - спросила Астрид подозрительным тоном, указывавшим, что она ещё окончательно не убеждена.
Кирк знал только одно такое место.
- Планету под названием Сикоракс. На ней уже обитает колония генетически созданных сверхлюдей.
Кирк впервые посетил Сикоракс и так называемую колонию Парагон примерно пятнадцать лет назад, всего через четыре года после его первой встречи с Ханом (прим.переводчика – о миссии капитана Кирка на планету Сикоракс рассказывается в 2-х томнике «Евгенические войны» Грега Кокса). – Колонисты на Сикораксе процветают и, я уверен, они были бы счастливы добавить ваш генофонд к своему.
Он не упомянул о том, что Сикоракс так и не вошёл в состав Федерации и остался в изоляции в связи с действующим в ОФП давнишним запретом относительно генной инженерии человека, но дело в том, что Изгнанники нигде не были бы желанными. Да и кроме того, подумал Кирк, если последователи Хана также окажутся под карантином, это никому не повредит.
Была в этом предложении, конечно, своеобразная насмешка судьбы. Новая планета, на которой можно начать всё заново - не слишком уж это отличалось от того, что он предложил Хану 19 лет назад. Но на этот раз, поклялся себе Кирк, я оставлю их на попечение крепкой, успешной колонии. И я лично собираюсь убедиться в том, что колония Парагон - и Звёздный Флот - обеспечат Астрид и её сотоварищам ту помощь и надзор, которые им понадобятся.
Изгнанники не будут снова забыты.
- Ты и твои люди заслуживаете лучшей, более достойной вас жизни, - продолжал он, - чем сражаться на войне, которая была проиграна много веков назад. Пора, наконец, покончить с Евгеническими войнами. Пора оставить позади трагедии прошлого и двигаться дальше. В будущее.
И, может быть, тогда мои собственные призраки тоже смогут уйти на покой, подумал Кирк. Какой-то частью души я всегда буду сожалеть о том, что произошло на Сети Альфа V, но, помогая Изгнанникам начать всё заново в новом мире, я хотя бы сделаю то, что могу, чтобы исправить ситуацию.
Новая смелая мечта словно зажгла бледно-голубой огонь в глазах Астрид Эрикссон.
- Всё может быть, - сказала она и, чуть подумав, добавила. – Ты больше не Отступник.
Эпилог.
Кирк закрыл дневник, дочитав до конца. Он слишком хорошо понимал, что последовало дальше. Хан, должно быть, опечатал усыпальницу Марлы прямо перед тем, как, используя Террелла и Чехова, захватить «Релайант». Чтобы расплавить 18-летний термобетон, ему нужны были оба их фазера.
Капитану пришло на ум, что сам он был, несомненно, последним человеком, в чьих руках Хан ожидал увидеть погребённый журнал и диски Марлы. Скорее всего, Хан так и ушёл с убеждением, что достал-таки меня последним взрывом...
читать дальше
Кирк выглянул в иллюминатор правого борта: они находились на том самом месте. Месте поистине апокалиптической гибели Хана.
Планеты Генезис больше не было – была только туманность, которая её и породила. Капитан видел газообразные остатки планеты, на которой умер его сын - и возрождён Спок. Хан и его последователи погибли в этом же, населённом призраками, секторе пространства, развеянные на атомы изначальными силами, выпущенными на волю устройством «Генезис».
Это священная земля, думал капитан. Не в буквальном смысле, конечно, но если говорить иносказательно - несомненно. Что делало этот сектор идеальным для последнего торжественного обряда.
По техническим причинам данная область космоса оставалась закрытой для гражданских судов в связи с противоречивой природой «Генезиса», но Кирк изучал закрытые отчёты, показывающие, что любые остаточные загрязнения от устройства давно рассеялись. По мнению экспертов, не было никакой опасности в посещении этого пространства. И, кроме того, иронично усмехнулся про себя Кирк, не в первый раз я обойду правила ради бывшего члена экипажа.
Маккой вошёл в салон из отсека кормовой части «Якимы»; выражение его лица было очень серьёзным.
- Джим, мы готовы, - сообщил он другу.
Кирк поднялся, переложив журнал Хана на соседнее сиденье, рядом с дисками Марлы - файлы историка дожидались дальнейшего изучения. Однако сейчас присутствие капитана требовалось в другом месте.
В небольшой транспортерной «Якимы» он присоединился к Споку и Маккою. Все трое были одеты в парадную униформу; опыт научил их брать её с собой, куда бы они ни направлялись, на тот вовсе не такой уж маловероятный случай вроде отзыва на службу или приказа выполнить какую-либо дипломатическую миссию. Кирку показалось тем более уместным надеть соответствующие рангу знаки отличия, так как это было его капитанское решение, 19 лет назад, которое, в конце концов, и привело его сюда.
Перед ними на подиуме транспортера стояла полированная стальная капсула с прахом Марлы МакГайверс Сингх. После долгих размышлений Кирк решил забрать её останки из одинокой могилы на Сети Альфа V. Он полагал, что знал, как бы она завещала поступить с ними.
- Мы собрались здесь, чтобы проститься с бывшим членом нашего экипажа, - твёрдым голосом начал капитан. Спок и Маккой стояли рядом навытяжку, а интерком судна позволял Сулу, оставшемуся у руля, слышать каждое слово. – Если кто-то и смог бы обвинить лейтенанта МакГайверс в нарушении долга перед Звёздным флотом, то поставить под сомнение её храбрость и находчивость не может никто. Она имела смелость последовать зову сердца, куда бы это её ни привело, и время показало, что она приняла последствия этого выбора с достоинством и решимостью. Как Марла МакГайверс Сингх она встретила горестные испытания без жалоб, отдав, в конечном итоге, жизнь за человека, которого любила. Хан пишет, что в конце жизни она ни о чем не жалела, и я, например, не сомневаюсь, что в её случае это так.
Кирк был удивлён, испытав острую боль сочувствия также и к Хану. Хотя он и не мог простить кровавые «подвиги» бывшего правителя, чтение дневника мужчины дало капитану некоторое представление о тех адовых муках, которые изо дня в день всё глубже сталкивали Хана в безумие. Пройти через то, через что смещённый диктатор прошёл на Сети Альфа V, не заслуживает никто. Даже Хан Нуньен Сингх.
- Лично я, - заключил Кирк, - сожалею о том, что у меня не достало времени узнать Марлу получше в тот недолгий промежуток её службы на старом «Энтерпрайзе». И больше всего жаль, что мне уже никогда не узнать ту сильную неунывающую женщину, какой она стала.
Кирк кивнул Споку и тот встал за пульт управления транспортером. Трое мужчин молча смотрели, как металлическая капсула, растворяясь в каскаде мерцающей энергии, последний раз сверкнула – и канула в небытие. Спок широким лучом направил поток атомов в пространство, где погиб Хан, спустя годы воссоединив Марлу с любимым мужем.
- Аминь, - пробормотал Маккой.
Кирк разделял настроение врача. Счастливой дороги, Марла, подумал он.
Он надеялся, что где-то далеко, за пределами сектора Мутара, лейтенант Марла МакГайверс – а с ней и Хан Нуньен Сингх - обрели, наконец, покой.
Конец
Краткое послесловие переводчика.
Спустя недолгое время, в том же, 2287 году, "Энтерпрайз" встретит Сайбока и капитан Кирк скажет доктору Маккою:
- О чем ты хочешь мне напомнить? Что я допускал ошибки? Что я поступал неправильно? Я знаю свои слабости и мне не нужен Сайбок, чтобы их найти! Ты же врач, ты знаешь, что боль и стыд нельзя забыть. Они делают нас теми, кто мы есть! Потеряв их, мы потеряем себя. Я не отдам свою боль, она нужна мне!
У каждого капитана свое кладбище, но он может остаться капитаном мертвых, а может похоронить их - и вернуться к живым...
Обзорам