понедельник, 20 января 2014
Перебирала свои древние записи, и наткнулась на цитату из великолепной книги Б. Рассела, посвященной истории западной философии. Неожиданно для себя осознала, кого мне до хруста в нейронах напоминает Спок. Бенедитка Спинозу же! Известный монист, доказавший этику в геометрическом порядке! ) Ниже кое-какие фрагменты, которые меня подтолкнули к таком сравнению. Сходство, конечно, условное, так как Спиноза не особо увлекался наукой, хотя что касается политики был необычайно прогрессивен.
Например, философ также в своей жизни пострадал от недопонимания среди своих и чужих.
читать дальше"Интеллектуально некоторые превосходили его, во нравственно он выше всех. Естественным следствием этого было тo, что на протяжении всей его жизни и в течение века после смерти его считали человеком ужасающей безнравственности. Он родился в еврейской семье, но евреи отлучили его от церкви. Одинаково ненавидели его и христиане. Хотя во всей его философии господствует идея Бога, церковники обвиняли его в атеизме... Сам он был знатоком иудейской учености, но счел невозможным остаться ее приверженцем. Ему предложили 1000 флоринов в год с тем, чтобы он скрыл свои сомнения, когда же он отказался, то была сделана попытка убить его, но когда и она не удалась, он был отлучен от церкви со всеми проклятиями Второзакония и проклятиями, которые Елисей послал на детей, разорванных впоследствии на куски медведицей".
Также оба этих ученых мужа считали, что нужно уметь контролировать аффекты, ну и поклонялись логике.
"Согласно Спинозе, все в мире управляется абсолютной логической необходимостью. Нет такой вещи, как свобода воли в духовной сфере или случайность в мире физическом. Все, что случается, есть проявление непостижимой природы Бога, и логически невозможно, чтобы события были иными, нежели они есть".
"Аффекты называются "страстями" тогда, когда они возникают из неадекватных идей; страсти в различных людях могут конфликтовать, но люди, которые живут, подчиняясь разуму, найдут путь к согласию. Удовольствие само по себе есть благо, но надежда и страх - зло, так же как покорность и раскаяние".
"Спиноза жил полностью в соответствии с этим правилом. В последний день своей жизни он был совершенно спокоен, не экзальтирован, подобно Сократу в "Федоне", а разговаривал со своим собеседником об интересующих его вопросах так, как он сделал бы это в обычный день. В отличие от некоторых других философов, он не только верил в свои доктрины, но и применял их на практике; я не знаю ни одного случая, когда бы он, несмотря на большое возбуждение, предался чему-то похожему на гнев или раздражение, которые осуждались его этикой. В спорах он был вежлив и разумен, никогда не обвинял, но делал со своей стороны все возможное, чтобы убедить".
Оба приходят к мнению (я имею в виду выводы Спока после встречи с Виджером), что гармония заключается в соединении мысли и эмоции.А вам какие персонажи TOSа кого напоминают? Философов, правителей, ученых, деятелей искусства и прочих?
@темы:
Спок,
Обсуждения
Мне доктор из "Консервного ряда" Стейнбека очень напоминал Маккоя.
Octubre, надо будет почитать. Пока что ни одного философа с ним соотнести не могу. Наверное, надо порыться в истории медицины. Но серия "Plato's stepchildren" напомнила мне похожий случай с самим Платоном (утопией которого, думаю, частично вдохновился сценарист, хотя в той его утопии все гораздо менее тривиально), когда тот был при дворе тирана Дионисия.
читать дальше