They didn't know it was impossible, so they did it
Меня тут внезапно попросили рассказать о том, как создавалась модель Энтерпрайз для съемок оригинального сериала. Не долго думая, я перевела статью из незабвенной Memory Alpha, ну не всю статью, конечно, так как она огроменная, но хотя бы частично. В общем, выкладываю и здесь, тк это реально интересно, сама узнала много нового.
Ах да, заранее извиняюсь за возможные неточности и пропущенные места, тк текста много, текст сложный. Но общий смысл сохранился, обещаю.
Итак, как мог бы выглядеть Энтерпрайз? Из чего он был на самом деле сделан? И почему внешний вид корабля может быть разным в различных сериях?
Как создавался USS EnterpriseАрт-директору Мэтту Джеффрису было дано задание спроектировать сам Энтерпрайз. Единственным, от чего он мог оттолкнуться, был список того, что Джин Родденберри точно не хотел видеть: никаких ракет, самолетов и огненных следов от топлива. Звездолёт не должен был выглядеть как классический, и потому устаревший, корабль из научной фантастики в виде ракеты, и в то же время он не должен был напоминать ничего из того, что говорило бы о времени создания его дизайна.
«Сначала мы привлекли для работы материалы из научно-фантастических комиксов того времени. Но корабли в них содержали множество лишних деталей, в которых не чувствовалось никакой практической необходимости, а Родденберри хотел, чтобы всё было правдоподобным. Нам нужно было оттолкнуться от уже проверенных научных концепций, спроецировав их в будущее и попытавшись представить себе, как может выглядеть четвертое, пятое или десятое поколение нынешней техники. Я и Пато (Patricio Guzman, дизайнер, также работавший для Стар Трека на первых порах) сели и стали делать наброски. Когда наброски стали занимать почти две стены, мы позвали Родденберри, чтобы он посмотрел на них. Черт возьми, этот человек действительно может вызывать раздражение! Ему понравился кусочек одного корабля и небольшая часть другого, но ни один из набросков не был тем, что он искал. Тогда мы сделали ещё двадцать с небольшим набросков, используя те несколько элементов, которые ему понравились».

Первые наброски

Поиски окончательного дизайна путем комбинирования понравившихся Родденберри элементов
Идея о том, что можно искривлять пространство, а значит, гипотетически, путешествовать со скоростью, большей, чем скорость света, была предложена Эйнштейном ещё в 1905 году. Годы спустя, самим Стар Треком было установлено, что варп-двигатель создал Зефрам Кокрейн в 2063 году. Но в 1960-х это сложное переплетение химии, физики, математики и тайны весьма озадачило Мэтта Джеффриса:
«Я подумал: а что это вообще такое - варп-двигатель? Но я рассудил, что кораблю нужны очень мощные двигатели, а для меня это означало то, что они должны быть отделены от основной части. Я перепробовал множество вариантов. Я хотел отойти от формы летающей тарелки. Я думал о шаре или сфере, как это видно из ряда набросков, но, в конце концов, вернулся к форме блюдца. Джину и Герберту Солоу (вице-президенту студии Desilu) снова понравилась детали одного корабля и отдельные части другого, так что я продолжил работать на основе этих понравившихся элементов. И когда я придумал нечто, что мне самому очень понравилось, я сделал цветной рисунок и повесил его на видное место. И это сработало! Этот рисунок выглядел лучше всех остальных набросков, и Джин, наконец, сказал: «Мне это нравится!».

Попытки придать Энтерпрайз шарообразную форму

Окончательный дизайн
В августе 1964 года продюсеры одобрили окончательный дизайн, основанный на цветном рисунке и маленькой модели из пробкового дерева, которую Джеффрис сделал для того, чтобы показать корабль в трёх измерениях.
«Джин взял модель, подвешенную на веревке, и она сразу перевернулась вверх ногами, так как верхние гондолы были тяжелее. Мне понадобилось много времени, чтобы разубедить всех в том, что Энтерпрайз должен выглядеть именно так, и, конечно же, когда первая серия вышла в эфир, на обложке журнала TV Guide красовался «перевернутый» Энтерпрайз. Всё это основывалось на том, что Родденберри больше нравился именно «перевернутый» вариант: «Ему он нравился. А мне нет. Это была одна из самых главных дискуссий, которые я когда-либо выигрывал». По мысли Джеффриса, космос содержал слишком много препятствий для того, чтобы какое-либо важное оборудование можно было расположить снаружи, поэтому он решил, что корпус должен быть гладким.
3-футовая модель
После того, как дизайн получил одобрение, Джеффрис направил итоговый проект в Howard Anderson Company, которая, в свою очередь, наняла Ричарда Датина, и он создал модель Энтерпрайз, известную как «трехфутовая модель» (примерно 90 см), хотя на самом деле её длина составляла 33 дюйма (примерно 84 см).
Датин позже вспоминал: «Все надписи и логотипы на корпусе были наклейками. Остальное, например, люки, были нарисованы. Так как у меня не было станка для того, чтобы сделать крупные детали, я отдал эту работу мастеру, чьего имени я, к сожалению, не помню. Моя часть работы заключалась в том, чтобы собрать всё вместе и раскрасить. Модель была сделана из дерева (сосны). Мне удалось купить небольшой купол из оргстекла (готовую деталь для сборщиков различных моделей), и я сделал из него мостик. Цветовая гамма соответствовала предложениям Джеффриса. После того, как модель показали Родденберри, был произведен ряд небольших модификаций.
Хотя модель изначально не была предназначена для съемок, а создавалась как образец для большего по размеру макета и для использования в рекламных целях (модель известна по промо-фотографиям Шатнера и Нимоя. Фото Нимоя были сделаны ещё до произведенных изменений, фото Шатнера – после), в конце концов она появилась на экранах.

Учитывая пользу данной модели при использовании «форсированной перспективы», был отснят видеоматериал для его дальнейшего использования во вступительной заставке «Клетки» и в последующих сериях. Помимо «Клетки», модель появлялась в сериях «Куда не ступала нога человека», «Завтра – это вчера» и «Как розу ты ни назови», и, наконец, в серии «Реквием по Мафусаилу» в качестве настольной модели. Модель можно различить по её виду: она выглядит «более потрепанной», часть элементов отсутствует, в отличие от большой модели она не освещена изнутри.

Трёхфутовая модель в серии "Ревием по Мафусаилу"
После того, как создали 11-футовую модель, ряд изменений, произведенных над ней, был перенесен и на меньшую модель, за исключением внутренней подсветки и вращающихся «куполов» гондол.
После снятия сериала с эфира, студия отдала модель Родденберри, когда он вернулся для работы над франшизой в 1975 году, и она на протяжении нескольких лет оставалась в его офисе. Говорят, в конце 1970-х он одолжил кому-то модель, но потом забыл, кому её отдал. Итак, первая модель Энтерпрайз с тех пор была потеряна.
11-футовая модель
После осмотра 3-футовой модели, Родденберри дал «зеленый свет» созданию большой модели, которая была ровно в четыре раза больше своего прототипа. И опять работа была отдана Ричарду Датину, но на этот раз, из-за сжатых сроков и ограниченных возможностей мастерской Датина, он отдал большую часть работы на субподряд.
Датин вспоминает:
Секция в форме блюдца была сделана из двух отдельных частей – верхней и нижней. Они были сделаны из листов пластика, которому придали нужные изгибы с помощью гипсовых форм. Верхнюю часть поддерживали распорки из фанеры, которые расходились лучами из центра. Пластик был настолько тонким, что можно было оставить в нём вмятину, просто надавив пальцем. «Блюдце» крепилось к остальной части модели с помощью соединительной опоры, сделанной из дерева. Опора была прикреплена к верхней части корабля с помощью двух винтов, шляпки которых выходили на поверхность. Их спрятали, закрыв деревянной пластинкой.
Мостик был сделан из куска дерева, а в центр его мы поместили купол из оргстекла (такая же деталь располагалась и снизу).
Две гондолы, предназначенные для двигателей, были сделаны из фанерных «рёбер», которые крепились к торцам из дерева. Те части, которые располагались лицом друг к другу, представляли собой вытянутые плоские куски древесины, «утопленные» по отношению к остальной поверхности. Затем основу «обернули» листами металла, «свернутыми» в соответствующую форму.
Заднюю часть гондол покрыли оргстеклом, спереди прикрепили «купола» из дерева. Детали, соединявшие гондолы с продолговатым корпусом, были сделаны из древесины твердых пород: ореха или дуба. К куполам впереди гондол были прикреплены «шипы»
Второй (продолговатый) корпус был сделан из дерева. Расцветка была такой же, как у 3-футовой модели, но на этот раз не было никаких наклеек – все детали, в том числе название корабля, были нарисованы. Новая модель была практически идентична своей «младшей сестре», но ей недоставало одной детали. Поверхность гондол по бокам была гладкой, тогда как у 3-футовой модели сзади можно увидеть небольшие прямоугольные детали. Итак, модель длиной 11 футов (335 см) и весом 225 фунтов (102 кг) была готова к концу декабря 1964 года. Но так как её уже было поздно широко использовать в «Клетке», модель отправили на хранение на тот период, пока решалась судьба Стар Трека.

Датин (слева) и 11-футовая модель
Как только было принято решение снимать второй пилот, Родденберри решил достать 11-футовую модель, чтобы улучшить шансы сериала. До этого времени он не хотел никакой внутренней подсветки, но вскоре изменил своё мнение. Тогда Датин произвел ещё несколько модификаций, в том числе, помимо добавления подсветки, обозначения регистрационного номера были снова заменены наклейками.

К тому моменту, как Стар Трек взяли для регулярного показа, Родденберри захотел вдохнуть в Энтерпрайз ещё больше жизни. Так, например, деревянные «купола» на гондолах были убраны и заменены куполами из оргстекла, изнутри окрашенными в оранжевый цвет. Внутрь были помещены вращающиеся лопасти и рождественские гирлянды, состоявшие из синих, желтых, красных и зеленых лампочек. Для создания отражающего эффекта внутрь также поместили кусочки зеркала. Тогда же была переделана и 3-футовая модель, но «купола» на ней остались прежними.

Внутренности вращающегося купола
Левая сторона модели была практически не прорисована. Причина заключалась в том, что именно к этой части подключались провода, и она не была предназначена для съемки. В подавляющем большинстве кадров с использованием этой модели Энтерпрайз движется слева направо. Когда наступал редкий случай, и нужно было показать левую сторону, использовался визуальный трюк. Датин сделал наклейки с зеркальным отображением регистрационного номера для гондол. В процессе послесъемочной обработки изображение разворачивалось зеркально, и номер читался так, как и должен был читаться.

"Зеркальные" наклейки
В таком виде 11-футовая модель Энтерпрайз использовалась на протяжении всего сериала, за исключением лишь ряда небольших изменений.
Съемки
Как только модель была изготовлена, её решили использовать для первого пилота, но в итоге был использован только один кусок с её участием. Ещё до того, как модель убрали на хранение в ожидании судьбы сериала, было сделано несколько пробных записей, чтобы подобрать нужные ракурсы для съемки. Модель была сконструирована таким образом, что её можно было подвешивать к потолку. Это был единственный раз, когда модель снимали таким способом, затем, для дальнейших съемок, её использовали только будучи расположенной на подставке, от которой к кораблю шли провода.

Энтерпрайз и Botany Bay
Ах да, заранее извиняюсь за возможные неточности и пропущенные места, тк текста много, текст сложный. Но общий смысл сохранился, обещаю.
Итак, как мог бы выглядеть Энтерпрайз? Из чего он был на самом деле сделан? И почему внешний вид корабля может быть разным в различных сериях?
Как создавался USS EnterpriseАрт-директору Мэтту Джеффрису было дано задание спроектировать сам Энтерпрайз. Единственным, от чего он мог оттолкнуться, был список того, что Джин Родденберри точно не хотел видеть: никаких ракет, самолетов и огненных следов от топлива. Звездолёт не должен был выглядеть как классический, и потому устаревший, корабль из научной фантастики в виде ракеты, и в то же время он не должен был напоминать ничего из того, что говорило бы о времени создания его дизайна.
«Сначала мы привлекли для работы материалы из научно-фантастических комиксов того времени. Но корабли в них содержали множество лишних деталей, в которых не чувствовалось никакой практической необходимости, а Родденберри хотел, чтобы всё было правдоподобным. Нам нужно было оттолкнуться от уже проверенных научных концепций, спроецировав их в будущее и попытавшись представить себе, как может выглядеть четвертое, пятое или десятое поколение нынешней техники. Я и Пато (Patricio Guzman, дизайнер, также работавший для Стар Трека на первых порах) сели и стали делать наброски. Когда наброски стали занимать почти две стены, мы позвали Родденберри, чтобы он посмотрел на них. Черт возьми, этот человек действительно может вызывать раздражение! Ему понравился кусочек одного корабля и небольшая часть другого, но ни один из набросков не был тем, что он искал. Тогда мы сделали ещё двадцать с небольшим набросков, используя те несколько элементов, которые ему понравились».

Первые наброски

Поиски окончательного дизайна путем комбинирования понравившихся Родденберри элементов
Идея о том, что можно искривлять пространство, а значит, гипотетически, путешествовать со скоростью, большей, чем скорость света, была предложена Эйнштейном ещё в 1905 году. Годы спустя, самим Стар Треком было установлено, что варп-двигатель создал Зефрам Кокрейн в 2063 году. Но в 1960-х это сложное переплетение химии, физики, математики и тайны весьма озадачило Мэтта Джеффриса:
«Я подумал: а что это вообще такое - варп-двигатель? Но я рассудил, что кораблю нужны очень мощные двигатели, а для меня это означало то, что они должны быть отделены от основной части. Я перепробовал множество вариантов. Я хотел отойти от формы летающей тарелки. Я думал о шаре или сфере, как это видно из ряда набросков, но, в конце концов, вернулся к форме блюдца. Джину и Герберту Солоу (вице-президенту студии Desilu) снова понравилась детали одного корабля и отдельные части другого, так что я продолжил работать на основе этих понравившихся элементов. И когда я придумал нечто, что мне самому очень понравилось, я сделал цветной рисунок и повесил его на видное место. И это сработало! Этот рисунок выглядел лучше всех остальных набросков, и Джин, наконец, сказал: «Мне это нравится!».

Попытки придать Энтерпрайз шарообразную форму

Окончательный дизайн
В августе 1964 года продюсеры одобрили окончательный дизайн, основанный на цветном рисунке и маленькой модели из пробкового дерева, которую Джеффрис сделал для того, чтобы показать корабль в трёх измерениях.
«Джин взял модель, подвешенную на веревке, и она сразу перевернулась вверх ногами, так как верхние гондолы были тяжелее. Мне понадобилось много времени, чтобы разубедить всех в том, что Энтерпрайз должен выглядеть именно так, и, конечно же, когда первая серия вышла в эфир, на обложке журнала TV Guide красовался «перевернутый» Энтерпрайз. Всё это основывалось на том, что Родденберри больше нравился именно «перевернутый» вариант: «Ему он нравился. А мне нет. Это была одна из самых главных дискуссий, которые я когда-либо выигрывал». По мысли Джеффриса, космос содержал слишком много препятствий для того, чтобы какое-либо важное оборудование можно было расположить снаружи, поэтому он решил, что корпус должен быть гладким.
3-футовая модель
После того, как дизайн получил одобрение, Джеффрис направил итоговый проект в Howard Anderson Company, которая, в свою очередь, наняла Ричарда Датина, и он создал модель Энтерпрайз, известную как «трехфутовая модель» (примерно 90 см), хотя на самом деле её длина составляла 33 дюйма (примерно 84 см).
Датин позже вспоминал: «Все надписи и логотипы на корпусе были наклейками. Остальное, например, люки, были нарисованы. Так как у меня не было станка для того, чтобы сделать крупные детали, я отдал эту работу мастеру, чьего имени я, к сожалению, не помню. Моя часть работы заключалась в том, чтобы собрать всё вместе и раскрасить. Модель была сделана из дерева (сосны). Мне удалось купить небольшой купол из оргстекла (готовую деталь для сборщиков различных моделей), и я сделал из него мостик. Цветовая гамма соответствовала предложениям Джеффриса. После того, как модель показали Родденберри, был произведен ряд небольших модификаций.
Хотя модель изначально не была предназначена для съемок, а создавалась как образец для большего по размеру макета и для использования в рекламных целях (модель известна по промо-фотографиям Шатнера и Нимоя. Фото Нимоя были сделаны ещё до произведенных изменений, фото Шатнера – после), в конце концов она появилась на экранах.


Учитывая пользу данной модели при использовании «форсированной перспективы», был отснят видеоматериал для его дальнейшего использования во вступительной заставке «Клетки» и в последующих сериях. Помимо «Клетки», модель появлялась в сериях «Куда не ступала нога человека», «Завтра – это вчера» и «Как розу ты ни назови», и, наконец, в серии «Реквием по Мафусаилу» в качестве настольной модели. Модель можно различить по её виду: она выглядит «более потрепанной», часть элементов отсутствует, в отличие от большой модели она не освещена изнутри.

Трёхфутовая модель в серии "Ревием по Мафусаилу"
После того, как создали 11-футовую модель, ряд изменений, произведенных над ней, был перенесен и на меньшую модель, за исключением внутренней подсветки и вращающихся «куполов» гондол.
После снятия сериала с эфира, студия отдала модель Родденберри, когда он вернулся для работы над франшизой в 1975 году, и она на протяжении нескольких лет оставалась в его офисе. Говорят, в конце 1970-х он одолжил кому-то модель, но потом забыл, кому её отдал. Итак, первая модель Энтерпрайз с тех пор была потеряна.
11-футовая модель
После осмотра 3-футовой модели, Родденберри дал «зеленый свет» созданию большой модели, которая была ровно в четыре раза больше своего прототипа. И опять работа была отдана Ричарду Датину, но на этот раз, из-за сжатых сроков и ограниченных возможностей мастерской Датина, он отдал большую часть работы на субподряд.
Датин вспоминает:
Секция в форме блюдца была сделана из двух отдельных частей – верхней и нижней. Они были сделаны из листов пластика, которому придали нужные изгибы с помощью гипсовых форм. Верхнюю часть поддерживали распорки из фанеры, которые расходились лучами из центра. Пластик был настолько тонким, что можно было оставить в нём вмятину, просто надавив пальцем. «Блюдце» крепилось к остальной части модели с помощью соединительной опоры, сделанной из дерева. Опора была прикреплена к верхней части корабля с помощью двух винтов, шляпки которых выходили на поверхность. Их спрятали, закрыв деревянной пластинкой.
Мостик был сделан из куска дерева, а в центр его мы поместили купол из оргстекла (такая же деталь располагалась и снизу).
Две гондолы, предназначенные для двигателей, были сделаны из фанерных «рёбер», которые крепились к торцам из дерева. Те части, которые располагались лицом друг к другу, представляли собой вытянутые плоские куски древесины, «утопленные» по отношению к остальной поверхности. Затем основу «обернули» листами металла, «свернутыми» в соответствующую форму.
Заднюю часть гондол покрыли оргстеклом, спереди прикрепили «купола» из дерева. Детали, соединявшие гондолы с продолговатым корпусом, были сделаны из древесины твердых пород: ореха или дуба. К куполам впереди гондол были прикреплены «шипы»
Второй (продолговатый) корпус был сделан из дерева. Расцветка была такой же, как у 3-футовой модели, но на этот раз не было никаких наклеек – все детали, в том числе название корабля, были нарисованы. Новая модель была практически идентична своей «младшей сестре», но ей недоставало одной детали. Поверхность гондол по бокам была гладкой, тогда как у 3-футовой модели сзади можно увидеть небольшие прямоугольные детали. Итак, модель длиной 11 футов (335 см) и весом 225 фунтов (102 кг) была готова к концу декабря 1964 года. Но так как её уже было поздно широко использовать в «Клетке», модель отправили на хранение на тот период, пока решалась судьба Стар Трека.

Датин (слева) и 11-футовая модель
Как только было принято решение снимать второй пилот, Родденберри решил достать 11-футовую модель, чтобы улучшить шансы сериала. До этого времени он не хотел никакой внутренней подсветки, но вскоре изменил своё мнение. Тогда Датин произвел ещё несколько модификаций, в том числе, помимо добавления подсветки, обозначения регистрационного номера были снова заменены наклейками.

К тому моменту, как Стар Трек взяли для регулярного показа, Родденберри захотел вдохнуть в Энтерпрайз ещё больше жизни. Так, например, деревянные «купола» на гондолах были убраны и заменены куполами из оргстекла, изнутри окрашенными в оранжевый цвет. Внутрь были помещены вращающиеся лопасти и рождественские гирлянды, состоявшие из синих, желтых, красных и зеленых лампочек. Для создания отражающего эффекта внутрь также поместили кусочки зеркала. Тогда же была переделана и 3-футовая модель, но «купола» на ней остались прежними.

Внутренности вращающегося купола
Левая сторона модели была практически не прорисована. Причина заключалась в том, что именно к этой части подключались провода, и она не была предназначена для съемки. В подавляющем большинстве кадров с использованием этой модели Энтерпрайз движется слева направо. Когда наступал редкий случай, и нужно было показать левую сторону, использовался визуальный трюк. Датин сделал наклейки с зеркальным отображением регистрационного номера для гондол. В процессе послесъемочной обработки изображение разворачивалось зеркально, и номер читался так, как и должен был читаться.

"Зеркальные" наклейки
В таком виде 11-футовая модель Энтерпрайз использовалась на протяжении всего сериала, за исключением лишь ряда небольших изменений.
Съемки
Как только модель была изготовлена, её решили использовать для первого пилота, но в итоге был использован только один кусок с её участием. Ещё до того, как модель убрали на хранение в ожидании судьбы сериала, было сделано несколько пробных записей, чтобы подобрать нужные ракурсы для съемки. Модель была сконструирована таким образом, что её можно было подвешивать к потолку. Это был единственный раз, когда модель снимали таким способом, затем, для дальнейших съемок, её использовали только будучи расположенной на подставке, от которой к кораблю шли провода.

Энтерпрайз и Botany Bay
@темы: За кадром, Энтерпрайз
моя самая любимая часть закадровых подробностей - модели и комбинированные съемки...
Спасибо вам огромное
Энтерпраааааайз!!!
«По любому другому имени»
Эта серия по-русски будет "Что в имени?". Тут название - цитата из Шекспира, из монолога Джульетты (Роза пахнет розой... и т.п.).
В Интернете встречается именно такое русское название ("По любому другому имени"), в том числе в русскоязычной Wiki. И почему "Что значит имя", если у Шекспира - "Роза пахнет розой, хоть розой назови её, хоть нет" / "That which we call a rose, by any other name, would smell as sweet"?
Ну, тут можно выбирать, конечно, строчку. Я не помню, о чем серия, пойдет там про розу или нет? "Что в имени" это просто начало строфы. Но "По любому другому имени" это совсем никак, это же калька человека не в теме(
Кстати, давайте эту вашу статью на русскую Мемори Альфа поставим?
В общем, может оставим "Как розу ты ни назови"? Просто вдруг кто не поймёт, учитывая английское название?
Про розу там было, там про пришельцев из галактики Андромеды, когда девушка нюхала розу и сказала, что на её планете есть подобные штуки, только кристаллы, и называются по-другому, на что Кирк ответил цитатой
Это чей перевод? Оно вроде на слуху, но я что-то не могу найти источник.
"Что в имени?" это Щепкина-Куперник, "Что значит имя" - Пастернак.
Да, в их вариантах про розу трудно взять, потому что больно длинная цитата)
а я не знаю, просто такой вариант встречается в сети и можно загуглить серию. И плюс понятно о чем речь из короткой фразы.
там, кстати, не или ни? А то у меня с грамотностью обычно вроде норм., а тут туплю, в Интернете вроде "не"...
Вроде ни. Но я сейчас тоже не очень хорошо соображаю))
Так что подумайте хорошенько, стоит ли
А название с розой было в переводе и озвучке от "Энтер-фильма".
Правильно говорят, что Энтерпрайз - такой же полноправный персонаж эпопеи, чем ее команда. She's a beautiful lady, and we love her!
Все-таки в этих физмоделях больше правды, чем в спецэффектах. Настоящие кораблики более материальные, осязаемые - никакой графикой это не нарисуешь.