Ad narrandum, non ad probandum. Ad memorandum
Глава 13. Стальная пещера
Запись в капитанском журнале, звездная дата 4201,6
…К сожалению, мои подозрения подтвердились – и сейчас нас загнали в ловушку. Сенсоры регистрируют, что перед нами находится много тяжелых кораблей, развернутых полусферой, а наши преследователи перестраиваются аналогичным образом. В результате мы должны оказаться в самом центре их боевого построения, где условия для нас будут, мягко говоря, не слишком комфортными.
Корабль находится в полной боеготовности. К тому времени, как клингонам удастся уничтожить «Энтерпрайз», они пожалеют, что не позволили нам спокойно уйти. Эта запись составлена для капитана Кирка, если он еще жив. Перед началом боя бортжурнал будет вложен в сигнальный буй …
читать дальшеДействительно, вокруг них была деревня, ничуть не разрушенная, но в точности такая, какой Кирк ее запомнил – даже вместе с жителями, все так же не проявляющими любопытства по отношению к трем офицерам звездолета. Теперь уже капитан знал, что все было иллюзией, поскольку органианцы не нуждались в телах и жилищах, однако на контрасте с предыдущими видениями эта картина обнадежила его.
- Они все еще живы и находятся здесь, мистер Спок.
- Именно так, капитан. Мы идем дальше?
- Разумеется.
Офицеры вошли в здание, когда то указанное им как зал заседаний временного Совета Старейшин – но насколько временное – никто не имел ни малейшего представления, к тому же органианцы не нуждались в правителях и вообще ни в чем. Зал заседаний выглядел точно так же, как раньше. Белые каменные стены, единственный украшавший их гобелен далеко не лучшего качества, длинный грубый деревянный стол и еще более грубые стулья…
Предполагаемые Старейшины, числом около десяти тоже были там. Скромные одежды, окладистые белые бороды, неизменные улыбки, вот только почему эти улыбки в этот раз казались потускневшими? Троих из присутствующих Кирк сразу узнал.
- Советник Эйлборн, - произнес он официально, - советники Клеймар и Трейфан. Мы рады видеть вас снова, как лично, так и от лица нашей Федерации. Вы меня помните?
- Конечно, капитан Кирк, - ответил Эйлборн, протягивая руку для приветствия, - и ваш друг мистер Спок. Однако прежде мы не имели удовольствия быть знакомыми с вашим вторым спутником.
- Это мистер Скотт, мой главный инженер, и он – главная причина того, что мы находимся здесь. Но сначала, сэр, если вам нетрудно, скажите, что вы знаете о нынешней ситуации на Органии и на других планетах?
Вот теперь улыбка Клеймара совершенно определенно померкла.
- На удивление мало, - признался он. – Однажды, без всякого предупреждения со стороны, мы обнаружили свой мир в окружении силового поля с совершенно новыми свойствами, которое не только не позволило нам покинуть его пределы, но также и самым печальным образом стало воздействовать на наши мыслительные процессы. До недавнего времени мы даже не знали, кто создал данное поле и с какой целью, хотя, безусловно, у нас было несколько правдоподобных гипотез на этот счет.
А затем таинственное живое существо каким-то образом проникло сквозь экран и приземлилось на нашей планете в небольшом космическом аппарате. Сначала мы решили, что это ваш мистер Спок, но быстро обнаружили, что на самом деле он – органическое существо совершенно неизвестное нам ранее, ведь даже его нейронные токи текли назад. Мы же никак не могли решить – какие шаги нам следует предпринять в связи с его присутствием.
Наконец появились вы трое, и по вашим мыслям мы смогли определить, что вы знаете причину всего происходящего, а также то, что вы пришли для оказания нам помощи. Однако то злостное создание, что прибыло в космическом аппарате, обладало столь же мощным разумом, что и мистер Спок – это воистину замечательно для существа, абсолютно зависящего от своей материально структуры. Кроме того, он очень хорошо научился работать с эффектами, возникающими от действия экрана, в то время как нам они сильно мешали. Мы разослали импульсы, с помощью которых надеялись привести вас к нам, но до того момента, как это создание оказалось устраненным, ваш путь сюда был несколько… неустойчивым.
- Да уж, это точно, весьма неустойчивым, - с чувством произнес Скотт.
- Теперь же из ваших мыслей мы видим, - добавил Трейфан, - что ответственность за возведение этого экрана несут клингоны. Они должны быть наказаны надлежащим образом. Однако сейчас мы беспомощны как никогда.
- Может быть и нет, - возразил Кирк. – Именно поэтому я и взял с собой главного инженера. По его мнению, экран создается машиной, доставленной на вашу планету ракетой-беспилотником. Если бы ей управляли, то вы бы засекли мысли пилота и смогли бы его найти. По всей видимости, искать генератор поля совершенно бесполезно, не говоря уже о самой ракете, но мистер Скотт считает, что может построить генератор противодействия.
Органианские советники переглянулись друг с другом. Наконец, Эйлборн сказал.
- Тогда позвольте ему действовать.
- Боюсь, что не все так просто, - произнес инженер, в голосе которого причудливым образом смешались угрюмость и смущение. – Как видите, советник, мы не могли принести с собой нужное количество инструментов и запчастей, поскольку не могли знать – где и как произойдет наша встреча, то путешествовали мы налегке. У нас есть необходимые компоненты и устройства, но знаете… было бы неплохо иметь чуть больше материалов, если вы понимаете, о чем я.
- Ничего сложного в этом нет, - ответил Клеймар. – К сожалению, у нас нет… оборудования?... такого рода…
- Да, я этого опасался. Будь проклят тот дизайнер, который решил, что униформа без карманов выглядит очень мило, - пробурчал Скотт.
- … но мы знаем, где сейчас находится космический аппарат того злостного создания. Это окажет вам какую-то помощь?
- Челнок! – не выдержал Кирк. – Конечно, да. При условии, что копия не установила внутри мины-ловушки, чтобы уничтожить корабль и нас, если мы его коснемся. Однако этим шансом следует воспользоваться.
- А также было бы весьма интересно, - задумчиво произнес Спок, - изучить, каким образом ему удалось переоборудовать шаттл, чтобы тот двигался на варп-скоростях.
- Да, но позже, - сказал капитан с легким нетерпением в голосе. – Скотти, могут детали челнока решить вашу проблему?
- Да, часть из них, - ответил Скотт, еще больше смутившись. – Видите ли, капитан, точнее ответить я не могу, потому как из-за этого экрана я очень туго соображаю. Сомневаюсь, что смогу сделать хоть что-то полезное в таких условиях, еще наделаю что-нибудь такое, что сожжет планету и вся недолга…
Клеймар на мгновение нахмурился и, судя по всему, с трудом сдержал слова, которые хотел произнести, но Эйлборн улыбнулся и заметил.
- Если дело только в этом, то мы можем защитить ваши разумы от воздействия экрана. Открыть зонт всегда легче, чем разгонять облака, даже если речь идет о категориях чистого мышления. Однако мы должны действовать без промедления, поскольку все мы серьезно страдаем от этого воздействия, и чем дальше, тем больше. Вы приняли решение?
- Да, - ответил Кирк, - действуем немедленно.
- Очень хорошо. Поскольку вам нужен корабль предателя? Он… здесь.
Зал заседаний исчез вместе с остальными советниками. Кирк обнаружил, что находится в глубокой, едва освещенной пещере, едва ли не вдвое большей, чем вся ангарная палуба «Энтерпрайз». Тут же находились и его спутники – землянин, полувулканец и трое органианцев, истинный облик которых никому не был известен. Капитан не понимал, откуда к нему пришло знание того, что пещера находится глубоко под поверхностью, но сейчас он явно ощущал нависший над его головой огромный вес. Странное ощущение, которое он, однако, принял без всяких вопросов как реальность, а не как новую галлюцинацию. Гладкий пол пещеры чашей сходился к центру, воздух был сух и неподвижен.
Точно в середине чаши стоял похищенный шаттл, выглядевший знакомо и совершенно безобидно.
Однако Спок, по-видимому, не рассматривал челнок как старого друга, напротив, он настороженно просканировал весь корабль своим трикордером.
- Есть что-нибудь необычное, мистер Спок? – спросил Кирк.
- Ничего из того, что я могу обнаружить, капитан. Колебания энергетических потоков основного шлюза отсутствуют, хотя это первое место, где было бы логично установить ловушку. Вместе с тем я не могу не думать о причинах того, почему копия, решив не препятствовать входу в челнок, будет утруждать себя, минируя другие его части.
- Я могу назвать возможную причину, - ответил Кирк. – Если бы я хотел использовать челнок вновь, а именно для того, чтобы в спешке покинуть Органию, то я не стал бы ставить мины-ловушки на двери, я бы даже не стал их закрывать. А вот на пульт управления я бы их точно поставил – там, где только я знаю, как безопасно их снять, а никто другой сделать этого не сможет.
- Рискованно, - возразил Скотт, кто-то может случайно дотронуться, случайно повернуть триггер и челнок взорвется. Гораздо легче заминировать вход, как и сказал мистер Спок. Хотя я бы, конечно, точно пожелал взорвать шаттл, чтобы никто не добрался до моего изобретения, но постарался бы сохранить его для себя вплоть до самой последней минуты. Вдруг пригодится?
- Через варп-привод? – уточнил Спок. – Да, в подобных обстоятельствах я бы мог поступить также. Но это не так просто, как кажется. Установить ловушку там можно было только после высадки на Органию. Вполне вероятно, что у него не было времени для разработки подобной системы во время побега с «Энтерпрайз», не говоря уже о том, что было после посадки и всех последующих событий.
- Мы проверим все имеющиеся возможности, - заметил Кирк. – Мистер Спок, займитесь замком. Скотти, когда мы войдем, не прикасайтесь ни к чему, пока Спок все не проверит.
- Ну, конечно, нет, - возмутился Скотт. – Капитан, вы принимаете меня за ученика?
Спок подошел к шлюзовому отсеку, просканировал го еще раз, затем убрал трикордер, достал вместо него коммуникатор и стал диктовать в него длинные цепочки цифр. Внешняя дверь челнока беззвучно открылась. Провожаемые бесстрастными взглядами трех органианцев, офицеры почти на цыпочках вошли внутрь.
Центральный коридор, который вел из кабины пилота в двигательный отсек, был освещен тусклым светом матовых прозрачных трубок, наполненных разреженным газом, и имеющих встроенные радиоактивные источники энергии. Такой свет означал, что вся иная энергия на корабле полностью отключена. Осветительные трубки не имели выключателей и не могли выйти из строя на протяжении жизни человека, поскольку период полураспада их радиоактивного элемента был более 25 миллионов лет.
Спок и инженер направились в двигательный отсек корабля, словно бы заранее договорились обо всем. Кирк следовал за ними, испытывая одновременно свою бесполезность и испытывая мрачные опасения, однако уже спустя мгновение капитан ощутил огромное чувство мира и спокойствия.
- Ух, какое облегчение, - невольно воскликнул Скотт. Даже Спок выглядел слегка удивленным. Кирку потребовалось несколько секунд для того, чтобы понять причину происходящего – совершенно исчезло чуждое давление поля на разум, органианцы установили свою защиту. Капитан уже настолько привык к борьбе с собой, что она уже стала частью его мироощущения, поэтому сейчас Кирк испытывал странное чувство расслабленности, словно во сне.
- Будьте настороже, - предупредил он, - это ощущение благополучия может сработать против нас, на борту все еще может находиться ловушка.
- Полезное напоминание, - согласился Спок.
Внешне в двигателях челнока не было заметно никаких изменений, за исключением маленького серебристо-черного приспособления, прилепившегося к главному генератору. Спок стал осторожно проверять его и в этот самый момент у Кирка, все еще странно ощущавшего себя после напряженной борьбы с галлюцинациями, появилось странное чувство, что машина словно бы наблюдает за ним.
Если подобные ощущения и возникали у Скотта, то он их полностью игнорировал. Вместо этого он уселся за приборную панель и стал выкладывать туда содержимое того набора инструментов, что висел у него на поясе. Вскоре все уже было завалено множеством мелких деталей, каких-то фрагментов, проводов и инструментов, казавшихся слишком миниатюрными для того, чтобы их использовать. Действительно, в руках Скотти инструменты были почти не видны, но он с виртуозной точностью орудовал ими, вооружившись для большей точности еще и ювелирной лупой.
Между тем Спок занимался лицевой частью загадочного приспособления к генератору. Его работа шла медленно, потому что после того, как он отвинчивал каждый винтик, вулканец снимал показатели трикордера, очевидно подозревая, что таким образом возможно активировать скрытую бомбу или иной механизм самоуничтожения. Трикордер должен был зафиксировать потоки энергии, возникшие после такой активации. Эта тщательность была оправдана, но медлительность Спока делала течение времени почти невыносимым. Капитану казалось, что за то время, пока его друзья молчаливо работают в этой изолированной пещере на недоступной планете, можно выиграть и проиграть все возможные сражения…
Аппарат Скотта – установка, на взгляд Кирка, удивительной сложности и столь же потрясающей непонятности, казался близким к завершению. Сейчас инженер подсоединял провода к панели управления, причем для некоторых таких соединений ему потребовалось влезть под приборную панель, туда, где едва бы поместился маленький ребенок.
- Это все, что я могу сделать, - произнес Скотт, поднимаясь. – Мистер Спок, могу я получить хоть немного энергии от генератора или вы совершенно его испортили?
- Двигатель неповрежден, - сдержанно ответил Первый офицер, - я всего лишь отсоединил варп-приспособление, созданное копией и не вносил никаких изменений в общую конструкцию.
- Неплохо. А теперь вдохнем жизнь в мою установку…
Скотт щелкнул выключателем и генератор тихо загудел, на приборной панели засветились контрольные сигналы.
- Я не знаю, - с сомнением сказал он, - получится ли создать достаточное поле, способное обогнуть всю планету, имея только лишь тот небольшой источник энергии, что есть у нас. Есть только один способ узнать это.
Медленно инженер повернул ручку потенциометра, продолжая пристально наблюдать за приборами и за своей установкой.
- Есть обратная связь, - произнес он наконец, - битва началась. Осталось только оценить наши возможности в ней…
Ручка повернута еще раз.
- Давид против Голиафа, - пробормотал Скотти, - а я как раз позабыл свою пращу. Капитан, вроде бы все хорошо, но отсюда я не могу сказать вам, насколько велик этот эффект, ведь наши приборы не предназначены для регистрации подобных реакций. Хотя мне это и не нравится, но я бы хотел, чтобы вы обратились к нашим друзьям снаружи, чтобы те сняли свою защиту, иначе у меня не будет достоверных данных.
Кирк направился было к трапу, но органианцы, должно быть, прочитали мысли Скотта, потому что жуткое угнетение вернулось. Сейчас оно было гораздо слабее, чем прежде, но Скотта такой эффект явно не удовлетворил.
- Всего лишь местное воздействие, - заявил он и снова повернул ручку. Ощущение угнетения уменьшилось, но только слегка. – Это нехорошо. Даже с органианской помощью я не смогу разрушить экран над всей планетой, не имея иных источников энергии, кроме генератора этого шаттла. Мощности не хватает.
- Думаю, что смогу оказать помощь, - заметил Спок. – Я разработал это дополнение к генератору. Принцип его действия основан на том, что устройство черпает энергию напрямую из пространства Гильберта, то есть из того же источника, где возникают атомы водорода. Иными словами, идет перехват энергии, возникающей в результате процесса непрерывного создания.
- Как? – переспросил Скотт. – Мне нужно тринадцатиамперное подключение и я получу его прямиком от Бога?
- Волосы дыбом, - согласился Кирк. – Однако однажды это сработало. Мистер Спок, можете ли вы подключить устройство обратно к генератору, не запустив при этом программу самоуничтожения или какую-нибудь еще катастрофу?
- Полагаю, что да, капитан. Все, что может сделать копия, я могу сделать еще лучше.
- Спесь, - вполголоса пробормотал Скотт, - гордость… низвержение греков. Если не произойдет катастрофы, то вы получите чудо, которое может оказаться хуже катастрофы.
-В данный момент нам очень нужно чудо, - заметил Кирк. – Действуйте, мистер Спок, подключите это устройство.
Теперь Спок работал быстро. Ворча, Скотт вновь ручку. Все ужасные ощущения, создаваемые экраном, исчезли, словно дурной сон. Лицо инженера просветлело, и он повернул ручку до упора.
Пять минут спустя Органия была свободна, и…
- Добрый день, мистер Сулу, - сказал Кирк. – Мистер Спок, принять командование. Начальники отделов – немедленно представить доклады.
@темы: ТОС. Книги, ТОС. Переводы, Спок должен умереть