Название: «Четвертая стадия»
Автор: loony_spectre
Жанр: meta-fiction, драма (?)
Размер: мини
Категория: джен
Персонажи: Кирк, Спок, Маккой, Гарриман
Саммари: Вот что на самом деле заставило Кирка все же пойти на церемонию наречения «Энтерпрайза-B».
Дисклеймер: Star Trek принадлежит Джину Родденберри и студии Paramount
Предупреждение: смерть персонажа
– ЧТО он сделал?! – изумился капитан в отставке Джеймс Т. Кирк, уставившись на Маккоя. Доктор смотрел на него с экрана со странным сочетанием насмешливости и печали.
читать дальше– Капитан, при следующей встрече я, как ваш лечащий врач, обязан буду проверить ваш слух и внимательность. Но сейчас, так уж и быть, повторюсь. Наш остроухий друг решил сыграть в голографическом фильме о нас. Видимо, его логичный мозг настолько переживал из-за отставки, что Спок возомнил себя Антоном Каридианом.
– А что это за фильм, Боунз? – спросил Кирк. Маккой помрачнел.
– Джим, ты отлично знаешь, что на основе многих наших похождений, используя бортовой журнал "Энтерпрайза", создали голографические фильмы.
– Да, некоторые из них даже рекомендованы к просмотру в Академии, – перебил его Кирк. – Но это не игровые фильмы в полном смысле слова – скорее, голографическое воссоздание нас самих...
– Именно! – в свою очередь перебил Маккой. – Так вот, Спок снимается в фильме, а не просто предоставляет информацию. Это будет настоящий фильм, с живыми актерами.
– Постой, Боунз... – проговорил Кирк. – Ты хочешь сказать, что он будет... не документальным?
– Да, именно это я и хочу сказать! – почти закричал Маккой. – Поздравляю, Джим: мы стали настолько легендарными, что нам уже придумывают новые подвиги.
– А Спок...
– Сценарий держат в строжайшей тайне, охраняет его чуть ли не Разведка Флота. Но, судя по слухам, которые до меня доходят – а их еще пока достаточно, – наш зеленокровый приятель будет играть роль самого себя из будущего. Он попадет в прошлое, когда мы все были еще желторотыми мичманами и учились в Академии, и узнает, что это совсем не то прошлое...
– ...а всего, что с нами происходило, на самом деле не было? – закончил за него Кирк.
– Не совсем, – поправил его Маккой. – Это совсем другая вселенная, в какой-то точке разошедшаяся с нашей – ну, вроде той, зеркальной, с которой столкнулись мы.
– Чтобы никто не мог обвинить авторов в том, что они снимают неправду. Умно, умно, – проговорил Кирк. – А... других не позвали? Скотти? Чехова? Ухуру?
– Ничего об этом не знаю, – сказал Маккой. – Я и про Спока-то узнал почти случайно.
– Ладно, Боунз, – задумчиво ответил Кирк. – Мне нужно немного поразмыслить над всем этим. Конец связи.
Выключив экран подпространственной связи, Кирк откинулся в кресле и закрыл глаза.
Разговор с Маккоем напомнил ему о теме, к которой в последнее время капитан относился очень болезненно.
О подступавшей старости.
Первым звоночком, больше напоминавшем по звуку погребальный колокол, стало списание "Энтерпрайза-A" и отставка старших офицеров – Кирка, Спока, Маккоя и Скотта – с боевой службы. Нет, они не покидали еще Звездный флот, но теперь их служба будет проходить в кабинетной тиши, а на звездолеты они попадут лишь в качестве пассажиров. Если Спок уже давно решил пойти по стопам отца и стать послом (и, как выяснилось, еще и актером), а Маккой занял важный пост в Медицинской службе Флота, то для Скотта и Кирка такая жизнь оказалась совершенно невыносимой. В последнем разговоре с бывшим капитаном "Энтерпрайза" бывший главный инженер сравнил их со старыми судами в музее. "Когда-то они сражались и одерживали победы, но сейчас их удел – лишь напоминать об этих славных временах, стоя на месте".
Кирк ненавидел стоять на месте. Чтобы хоть как-то выплеснуть накопившуюся энергию, он стал кататься на лошадях и занялся орбитальными прыжками с парашютом. Но даже такие экстремальные ощущения не могли заменить мостика звездолета.
Звездолета... Впервые за почти тридцать лет появится "Энтерпрайз" без капитана Кирка на борту. И это был второй звоночек. Кирк хорошо знал личное дело капитана Гарримана, хотя ни разу с ним и не встречался. Он не сомневался, что новый "Энтерпрайз" попадет в надежные руки, но все же само то, что у "Энтерпрайза", его любимого "Энтерпрайза", будет новый капитан, лишний раз напоминало Кирку о возрасте. Старого капитана пригласили на церемонию наречения нового корабля, которая состоится меньше, чем через неделю, но Кирк так до сих пор не ответил ни "да", ни "нет".
Третий звоночек прозвенел после разговора с Маккоем.
"Они нашли актера, который сыграет меня! Они придумают ему приключения, которых не было у меня! И этим ребятам еще и не придется на самом деле рисковать жизнью для фильма, как это делали мы!"
Кирк в сердцах хватил кулаком по столу. Возможно, он, Маккой или Скотти уже и стары для службы на звездолетах. Но что мешает режиссерам снять голографический фильм, в котором они бы просто сыграли роли самих себя? Никакого риска для жизни, перерывы любой длины между съемками дублей, заранее согласованный сценарий, где нужно лишь вовремя произносить готовые реплики... Кирк снялся в достаточном количестве обучающих фильмов и роликов для Академии, чтобы знать технологию назубок.
Но затем ему вспомнилась фраза, произнесенная одним из режиссеров этих обучающих фильмов.
– Карьера каждого знаменитого актера проходит пять стадий, – сказал после съемок мистер Беннетт. – Первая: "Кто такой Беннетт?" Вторая: "Найдите мне Беннетта". Третья: "Найдите мне кого-нибудь похожего на Беннетта". Четвертая: "Найдите мне кого-нибудь похожего на молодого Беннетта". Пятая: "Кто такой Беннетт?"
– Пришло время "кого-то похожего на молодого Кирка"?.. – проговорил капитан.
Ответить на этот вопрос, похоже, мог лишь один человек.
Точнее, наполовину человек.
Спок.
– Что все это значит, Спок? – без обиняков начал Кирк, открыв дверь в комнату Спока.
Вулканец повернулся и поднял обе брови.
– Джим? – с некоторым запозданием спросил Спок.
– Только не надо спрашивать, как я сюда попал, – отмахнулся Кирк. – Я хоть и в отставке, но старые связи так просто не исчезают. Так что мне удалось и узнать, где ты сейчас, и получить допуск, и даже прилететь сюда. Больше того, я даже знаю, чем ты занимаешься. И, соответственно, у меня всего один вопрос: что все это значит, Спок?
Спок снова ответил не сразу, изучая лицо Кирка, словно они встретились после очень долгой разлуки.
– Джим... – повторил он. – Ты действительно хочешь знать?
– Да, хочу. Какого черта ты ничего не сказал даже нам?
– Это... долгая история, Джим.
– Думаю, она закончится раньше, чем мы умрем, верно?
– Принимая во внимание наше физическое состояние, вероятность этого стремится к единице.
– Так или иначе, лучше не затягивай. – Кирк сел в жесткое кресло у стены и приготовился слушать.
– Сколько ты уже знаешь? – вместо того, чтобы начать рассказ, спросил Спок.
– Давай предположим для простоты, что я не знаю ничего, кроме того, что ты снимаешься в этом... фильме, – сказал Кирк. Спок кивнул.
– Ко мне обратились вскоре после подписания Хитомерских соглашений и списания "Энтерпрайза". Сначала я отказался от самой идеи съемок в недокументальном фильме, но затем со мной побеседовал представитель Отдела пропаганды Звездного флота. И он совершенно изменил мой взгляд на вещи. После этого я уже не мог не согласиться.
Кирк насторожился.
– Отдела пропаганды? Спок, неужели тебе, логичному вулканцу, промыли мозги? Не могу поверить!
– Нет, Джим, – покачал головой Спок. – Он заставил меня несколько... пересмотреть роль "Энтерпрайза" в деятельности Звездного флота и Федерации.
– Что ты имеешь в виду?.. – Тревога Кирка все возрастала. Во что же ввязался Спок?
– Джим, мы – военные, проведшие на службе почти всю жизнь. Общались мы тоже в основном с военными, реже – с учеными, а контакты с гражданским населением, в сущности, были сведены к минимуму. Но гражданские, как ты отлично понимаешь, составляют подавляющее большинство населения Федерации.
Кирк кивнул.
– Те фильмы, которые мы, военные, использовали в качестве документальных и обучающих, среди гражданского населения ждала совершенно иная судьба. Они стали... – Спок задумался, словно пытаясь подобрать правильное выражение. – ...культовыми. Отдел пропаганды сделал из нас полулегендарных персонажей развлекательной программы. Каждый голографический фильм сразу после монтажа и редактирования демонстрировался по платным подпространственным гражданским каналам. Пропаганда возымела успех: даже на самых отдаленных планетах количество заявок на поступление в Академию возросло в разы. Кстати, капитан Гарриман тоже был поклонником фильмов об «Энтерпрайзе» и вашим в частности.
– То есть ты хочешь сказать, что "Энтерпрайз" был... пропагандистским судном Звездного флота?
– Лучше сказать так: он выполнял и эту функцию. Ни одно наше задание не проходило по написанному заранее благоприятному сценарию. Мы на самом деле рисковали жизнью.
– И все это транслировалось по подпространственным каналам?!
– Да. Отдел пропаганды вдохновила концепция, найденная в исторических записях. Она называлась "реалити-шоу" и была крайне популярна в начале XXI века по земному летоисчислению. Вместо постановочных фильмов зрителям предлагалось следить за тем, что происходит с реальными людьми в реальных условиях.
– Развлечение, – проговорил Кирк.
– Да. Кроме пропагандистских целей, передачи про "Энтерпрайз" преследовали еще и развлекательные. И это у них вышло идеально: как я уже сказал, мы стали... культовыми героями. Нам подражают, снимают о нас любительские голографические фильмы и книги, причем иногда довольно сомнительного содержания...
– Уж не благодаря ли Отделу пропаганды мы всегда получали лучшие задания? – ядовито спросил Кирк.
– Ты меняешь местами причину и следствие. Отдел пропаганды заинтересовался "Энтерпрайзом" после того, как он стал флагманским кораблем, еще при капитане Пайке. А флагман Флота по определению получает более интересные и опасные задания, чем другие звездолеты.
Впрочем, с капитаном Пайком у Отдела пропаганды не сложилось. Репортаж об экспедиции на Талос-4 вышел неудачным, и программу решили отложить до лучших времен.
– До того момента, как я стал капитаном, – проговорил Кирк. – Скажи, Спок... мы ведь видели кадры из неудачного фильма о Пайке, а не проекцию талосианцев, когда ты угнал "Энтерпрайз"?
– Нет, – ответил Спок. – Но талосианцы тайно помогали Отделу пропаганды в совершенствовании технологий производства голографических фильмов.
– Хорошо, Спок. Мы тридцать лет, рискуя жизнью и не раз спасая Федерацию, одновременно развлекали гражданских и пропагандировали Звездный флот на отдаленных планетах. Но как это связано с новым, недокументальным фильмом?
– Поклонники не хотят видеть, как стареет кумир, – сказал Спок. – В их представлении он вечно молод и готов к геройским подвигам. Реалити-шоу "Энтерпрайз" отжило свое и уже не выполняет развлекательной и пропагандистской функции...
– И из-за этого корабль списали, а нас отправили в отставку?! – взорвался Кирк. – Потому что мы уже не крутые молодые парни, а кучка стариканов?!
– Если связь и есть, то очень косвенная, Джим. Отдел пропаганды мог просто прекратить трансляцию наших приключений. Ему совершенно не обязательно для этого от нас избавляться. Нет, просто время, когда мы были способны справиться с постоянным напряжением от командования космическим кораблем, на самом деле ушло. Мы не можем вечно быть на передовой.
– А зачем снимать фильм, если скоро со стапелей сойдет новый "Энтерпрайз" с новым, молодым капитаном? – развел руками Кирк. – Джон Гарриман – отличный командир, и... – Кирк замолчал, увидев взгляд Спока.
– Ты снова рассуждаешь как военный, Джим. Смена поколений на военной службе совершенно логична. Но поклонники-гражданские, или, как их называют, "фанаты", тоже рассуждают по-своему логично. Они не примут нового героя, если до этого тридцать лет любили старого. Как я уже говорил, кумир обязан быть вечно молодым. Их логика основана на неверном и нелогичном построении, но по сути абсолютно целостна.
– Им не нужен капитан "Энтерпрайза"... – Понимание настигло Кирка, словно оглушающий луч фазера. – Им нужен капитан Кирк.
– Да. Капитан Кирк, коммандер Спок, доктор Маккой и другие.
– А мы уже достигли четвертой стадии актерской карьеры, – сказал Кирк.
Спок поднял бровь.
– Постарели, но до сих пор популярны, и поэтому ищут молодых актеров, похожих на нас. Или, в твоем случае, – Кирк подмигнул Споку, – берут на роли тех же персонажей, но тоже постаревших.
Спок молча кивнул.
– Кстати, а почему из всего нашего экипажа пригласили только тебя? И, если уж на то пошло, зачем им понадобился даже ты?
– Если можно, я отвечу по частям. Меня пригласили, чтобы я сыграл самого себя из далекого будущего. Настолько далекого, что дожить до него мог бы только вулканец. Предполагаю, что это сделано специально, чтобы в принципе исключить участие остального нашего экипажа.
– Потому что иначе все смотрели бы на нас, а не на молодежь?
– Совершенно верно. А мое участие было необходимо, как выразились создатели фильма, для связи времен и передачи эстафеты. Иначе самые радикально настроенные... фанаты не примут его. Из тех, что носят копии форменной одежды Звездного флота и обмениваются «настоящими обломками "Энтерпрайза"» и «личными фазерами капитана Кирка»…
…Открылся турболифт, и Кирк, Скотт и Чехов взошли на борт «Энтерпрайза-B». Их тут же окружила толпа назойливых репортеров с камерами и микрофонами.
«Развлечения», – подумал Кирк. «Все ради развлечений».
Он не стал объяснять Скотту и Чехову, почему вдруг все же согласился участвовать в церемонии наречения нового «Энтерпрайза». Рассказ Спока, как старый товарищ предупредил его, принадлежал к высшей категории секретности, и Кирк не хотел рисковать карьерой, а то и свободой друзей-сослуживцев. Он ограничился лишь одной фразой: «Хочу передать Джону эстафету».
Множество устройств, одновременно протянутых в лицо, несмотря на всю подготовку, ввели Кирка в ступор, и он был благодарен Гарриману, очень вовремя появившемуся на мостике и приструнившему журналистов…
«Вот вам настоящее реалити-шоу», – не без злорадства подумал Кирк, глядя на репортеров, когда «Энтерпрайз-B» попал в плен энергетической ленты, уничтожившей корабли эль-аурианцев. «Снимайте! Пусть люди порадуются!»
Ему, конечно, было очень жаль Джона Гарримана. Он не заслуживал такого начала капитанской карьеры – попасть на неукомплектованном корабле в смертельно опасную ситуацию. Но, с другой стороны, любой капитан звездолета знает, какому риску подвергается он сам и его корабль, и должен быть готов достойно встретить любой исход.
В старинных земных драмах часто встречается такой сюжет: старый наставник рискует жизнью, а то и погибает, чтобы спасти жизнь молодому ученику. Именно поэтому Кирк не позволил Гарриману пойти в инженерный отсек, чтобы модифицировать дефлекторы, и отправился туда сам. Если погибнет Кирк, это уже не станет большой потерей. Он сыграл все свои роли, причем, как оказалось, о некоторых он до последнего времени и не подозревал, и настало время уйти с дороги.
А если Кирк не погибнет, то это будет очередной подвиг старого капитана… и, может быть, до кого-нибудь в Звездном флоте дойдет, что он еще не сказал своего последнего слова.
Вот, все готово, Скотти не подведет. Пора выбираться…
Мощный выброс энергии пробил корпус «Энтерпрайза».
Тело капитана Кирка так и не нашли.
"Четвертая стадия"
Название: «Четвертая стадия»
Автор: loony_spectre
Жанр: meta-fiction, драма (?)
Размер: мини
Категория: джен
Персонажи: Кирк, Спок, Маккой, Гарриман
Саммари: Вот что на самом деле заставило Кирка все же пойти на церемонию наречения «Энтерпрайза-B».
Дисклеймер: Star Trek принадлежит Джину Родденберри и студии Paramount
Предупреждение: смерть персонажа
– ЧТО он сделал?! – изумился капитан в отставке Джеймс Т. Кирк, уставившись на Маккоя. Доктор смотрел на него с экрана со странным сочетанием насмешливости и печали.
читать дальше
Автор: loony_spectre
Жанр: meta-fiction, драма (?)
Размер: мини
Категория: джен
Персонажи: Кирк, Спок, Маккой, Гарриман
Саммари: Вот что на самом деле заставило Кирка все же пойти на церемонию наречения «Энтерпрайза-B».
Дисклеймер: Star Trek принадлежит Джину Родденберри и студии Paramount
Предупреждение: смерть персонажа
– ЧТО он сделал?! – изумился капитан в отставке Джеймс Т. Кирк, уставившись на Маккоя. Доктор смотрел на него с экрана со странным сочетанием насмешливости и печали.
читать дальше