Глава 27.
2287 год
"Яма" оказалась ни чем иным, как гигантской карстовой воронкой; её стены из гладкого кальцита возвышались, по крайней мере, на три метра над головой Кирка. На дне колодца валялись человеческие кости, что доказывало, что капитан и Спок не были первыми узниками этой своеобразной тюрьмы. Сидя на корточках на полу и опёршись спиной о холодную известковую стену, Кирк надеялся, что их пребывание здесь не затянется столь надолго.
читать дальшеВооружённые Изгнанники, молодые и дикие на вид, сторожили наверху, готовые воспрепятствовать любым попыткам капитана потренироваться в скалолазании. Не то чтобы вероятность таких попыток была так высока, как они полагали, думал Кирк. Даже если нам и удалось бы выбраться отсюда и благополучно миновать охранников, сколько мы смогли бы просуществовать без скафандров?
За неимением лучшего варианта действий, во всяком случае пока, Кирк и Спок занялись сопоставлением записей в журнале Хана и на дисках Марлы. Последние увязывались с версией событий, изложенной Ханом, хотя бы до момента, когда Марла пожертвовала собой ради жизни мужа. Она поступила так же, как и спасший меня на «Регуле» Кларк Террелл, вспомнил Кирк. Он испытал прилив гордости, прочтя о том, что у Марлы достало упорства и сил возобладать над воздействовавшим на её мозг угрём. Было ли это результатом пройденной ею в Звёздном флоте подготовки, спрашивал он себя, или в какой-то степени влиянием безграничной любви к Хану?
- Интригующее, даже трагическое, повествование, - заключил Спок. Он сидел в позе медитации на дне Ямы, сберегая свои умственные и физические силы, насколько было возможно. - Жаль, что наше исследование было так неожиданно прервано. Я предпочел бы более подробно изучить записи, оставленные лейтенантом МакГайверс.
Что и говорить, путешествие оказалось более чем насыщенным, криво усмехнулся про себя Кирк. Хотел бы он знать, долго ли будет выжидать Сулу, прежде чем свяжется со Звёздным флотом? Так или иначе, прибытие спасательной партии займёт какое-то время. Мы должны выкручиваться сами, так же, как это делал Хан.
Наверху послышались шаги, Спок поднял бровь и обменялся молчаливым взглядом с Кирком. Мужчины быстро поднялись на ноги, готовые встретиться лицом к лицу со всем, что случиться в дальнейшем. Не следует сейчас слишком уж увлекаться историческими исследованиями, решил капитан. В данный момент, перефразируя Спока, потребности настоящего перевешивали нужды прошлого.
Минутой позже до них донёсся знакомый протяжный южный говор Маккоя, эхом отдававшийся в пещере.
- Ладно, ладно, иду уже, - ворчал доктор. - Нечего тыкать меня этим своим чёртовым штыком.
Веревочная лестница, сотканная из светлых человеческих волос, свесилась с закраины колодца. Подталкиваемый не слишком вежливыми стражниками, Маккой начал медленно спускаться по лестнице, пока не спрыгнул рядом с друзьями на дно воронки. Кирк не мог не вспомнить сказку про Рапунцель, хотя вспыльчивый доктор нисколько не походил на Принца Чарминга.
- Молодец, что заглянул к нам, Боунс, - шутливо приветствовал его Кирк, обрадованный тем, что Маккой явился целым и невредимым. – Как здоровье пациентки?
- Матери или ребёнка? – ответил вопросом на вопрос Маккой. Он вытер испачканные кровью руки о чёрное трико; по-видимому, у Изгнанников не было излишков воды, чтобы умыться. – В порядке оба, хотя мне, разумеется, хотелось бы принимать роды в более стерильных условиях.
Он покачал головой, очевидно, встревоженный теми примитивными условиями, с которыми столкнулся.
- Многое можно сказать в пользу устойчивости иммунной системы этих детей, раз они не мрут поголовно от всяких инфекций. Боже, Джим, да матери самой-то не больше пятнадцати, хотя выглядит она старше!
Кирк вспомнил, что Хан писал об ускоренном созревании. Трудно было освоиться с тем фактом, что с тех пор, как он высадил здесь Хана, выросло целое поколение Изгнанников.
- Достаточно, доктор, - прервал ледяной голос сверху. Кирк поднял взгляд и увидел Астрид Эрикссон, стоявшую на краю Ямы. Клык саблезуба, висевший на её шее, поблёскивал в свете факелов. - Вы сможете поговорить с вашими коллегами позже, если ещё будете в состоянии сделать это.
Кирку не понравилось то, как это прозвучало. Я должен убедить эту женщину в том, что мы не имеем намерения причинить вред её людям.
Отказавшись от лестницы, Астрид просто спрыгнула в Яму, с лёгкостью приземлившись на неровный каменный пол. Ещё трое Изгнанников последовали за ней, явно на тот случай, если пленными обуяет соблазн попробовать взять верх. С обнажёнными ножами, они пристально наблюдали за безоружными офицерами Звёздного флота, а пятый молодчик спустился по лестнице с прозрачным алюминиевым контейнером подмышкой.
По слою каменистой почвы, покрывавшей дно сосуда, Кирк признал отсутствующий террариум Хана. Он не сомневался в том, что, а вернее, кто скрывался под рыжеватой грязью и гравием.
Сетийские угри.
С прибытием террариума Астрид недоброжелательно улыбнулась и бросила на капитана взгляд, в котором читалась угроза.
- Надеюсь, у тебя было время для пересмотра своей позиции, - она многозначительно кивнула на контейнер. – Ты готов раскрыть местонахождение Хана, или я буду вынуждена прибегнуть к более решительным мерам?
- Правду я уже сказал, - настаивал Кирк. - Хан мёртв, - он всплеснул руками. – С какой стати мне лгать тебе? Хан был таким же нашим врагом, как и вашим.
- Тогда почему было не оставить его гнить на Сети Альфа V? – с вызовом бросила Астрид, и в её пронзительных голубых глазах вспыхнул гнев. - Как ещё Хан мог сбежать отсюда, если не с помощью твоего космического корабля? - она презрительно засмеялась. – Ты думаешь, я поверю словам Отступника?
- Есть и другие звездолёты, - Спок говорил так спокойно, будто проводил семинар в Академии Звёздного флота. - Ваша враждебность по отношению к Хану затмила вашу логику.
Астрид сердито ощетинилась.
- Закрой свой рот, чужак! - она кивнула двум стражникам, которые мгновенно накинулись на Спока и Маккоя, скрутив обоим руки. - Я устала от этой лжи, - сказала она зловеще.
Отвернувшись от Кирка, она сняла крышку с террариума и с нетерпением отбросила её в сторону. В руках женщины появилась пара металлических щипцов.
Астрид на пробу ткнула щипцами в сосуд, вызвав немедленную реакцию существа, скрывавшегося под землёй. Роговые клешни ухватили металлический инструмент, сердитый визг достиг ушей Кирка. Астрид подняла щипцы, вытащив нечто чешуйчатое, серо-синего цвета, которое могло быть только печально известным сетийским угрём.
Монстр выглядел столь же отвратительным, как и представлял себе Кирк, и был в несколько раз больше, чем выползшая из уха Чехова на «Регуле» личинка. Инстинктивно капитан отшатнулся при виде этого существа, а стоявший рядом Маккой судорожно сглотнул.
- Очаровательно, - подвёл итог своим наблюдениям Спок. Кирк вспомнил, что Спок никогда раньше не видел живого угря.
Честно говоря, подумал капитан, без вот этого конкретного урока по экзобиологии я мог бы и обойтись.
Умело манипулируя щипцами, Астрид схватила так называемого угря за голову, чтобы он не мог спрятаться в песок. Разгневанный моллюск извивался и издавал яростное шипение; сквозь щели видны были сверкающие жёлтые глазки, но решительно настроенная женщина словно пригвоздила его к месту.
Второй парой щипцов она извлекла из щели между пластинами жёсткого панциря угря чёрную личинку. Процедура была выполнена с удивительной деликатностью, словно Астрид ухаживала за пациентом, а не готовилась пытать ни в чём не повинных пленников.
- Тебе не нужно этого делать! – окликнул Кирк лидера Изгнанников, предпринимая ещё одну попытку воззвать к её разуму. - Мы сказали тебе правду. Мы тебе не враги!
Он сделал было к ней шаг, но в ответ сверкнули ножи троих охранников.
- Да забудь ты о Хане! Позволь нам помочь твоим людям!
- Прекратить крестовый поход против Тирана? - Астрид яростно отреагировала на это предложение. - Никогда!
Выпустив взрослого угря, она закрыла террариум и повернулась к пленным с личинкой, зажатой в щипцах. Бледно-голубые глаза перебегали со Спока на Маккоя и обратно, просчитывая варианты.
- Я не знаю, как отреагирует личинка на зелёную кровь, - задумалась женщина. – Может, доктор?
Кирк не смог сдержать порыв гнева.
- Ради Бога, этот человек только что помог одной из вас! Он, может, даже спас две жизни!
На лице Астрид промелькнуло сомнение.
- Нам повезло, - признала она, - но вряд ли это доказывает ваши добрые намерения. Может, это просто попытка войти в доверие для того, чтобы предать нас позже.
Её взгляд скользнул по пятнам крови на руках и одежде Маккоя.
- Тем не менее, я полагаю, не будет вреда, если мы начнём с инопланетянина.
Это же Спок, думал Кирк, не зная, как защитить обоих своих друзей, с болью осознавая, что время истекает. Это именно то, через что прошли Чехов и Террелл!
Я не могу позволить такому повториться.
Астрид подошла к Споку, на лице которого не дрогнул ни один мускул, хотя Кирк не мог вообразить более отталкивающей судьбы для любого вулканца, чем разрушение паразитом его мозга и разума. Сможет ли мощный ум Спока противостоять коварному угрю?
Проверять это капитан не собирался.
- Стой! – крикнул он. – Твоя взяла!
Астрид остановилась, держа извивающуюся личинку щипцами и с подозрением глядя на Кирка.
- Земля в беде, - вдохновенно лгал тот, сочиняя на ходу. - Инопланетная раса – э-э, корбомиты – атаковали Федерацию, поставив под угрозу жизнь всего квадранта. Они превосходят нас - быстрее, сильнее, умнее. Сами мы с ними не справились бы, нам нужен был Хан и его генетически улучшенный интеллект. Он был нашей единственной надеждой!
Где-то позади поперхнулся Маккой. Однако Астрид, казалось, была склонна купиться на эту сказочку, имевшую то преимущество, что она играла на её предвзятом мнении о ценности Хана и беспомощности обыкновенных, неполноценных с её точки зрения, людей.
Если сомневаешься - блефуй дальше, решил Кирк.
- Мы спасли Хана и его людей год назад, предложив ему полное прощение в обмен на помощь против корбомитов. Однако прежде, чем мы смогли закончить эвакуацию, нас атаковал вражеский корабль. Хан был вынужден оставить здесь несколько ценных личных вещей, в том числе останки покойной жены, - Кирк позволил себе нотку неподдельного раскаяния. - Теперь, когда корбомиты изгнаны из этого сектора космоса благодаря Хану, он вернулся, чтобы транспортировать тело жены на Землю, - Кирк подпустил в голос изрядную долю раздражения. – Садистский ублюдок, вот он кто! Он настоял на том, чтобы я сам, лично, извлёк останки лейтенанта МакГайверс! Просто чтобы ткнуть меня носом, как котёнка, в факт её смерти!
Маккой издал негодующий фырк.
- Ну, разве это не высокомерный сукин сын?
- Действительно, - подтвердил Спок, подыгрывая друзьям. - Хан ничего не прощает, особенно если это имеет отношение к капитану.
А вот это уже чистая правда, подумал Кирк, если оставить в стороне настоящее время.
Астрид кивнула и на лице её отразилось удовлетворение.
- Ну конечно, - воскликнула она. - Я так и знала, что за всем этим стоит Хан! – она швырнула личинку обратно в резервуар, который был закрыт и унесён по её команде.
- Где сейчас Хан? - спросила она Кирка.
- Там, - сказал он, поднял глаза к скалистому потолку. - На орбите вокруг планеты.
Стремясь подстегнуть удачу, он заговорщически подмигнул женщине.
- И я знаю, как заманить его на поверхность.
***
Невыносимая атмосфера вне восстановленных карго-контейнеров нисколько не улучшилась за время их пребывания под землёй. Ветер перерос в яростный пыльный смерч, сокративший видимость почти до нуля.
- Было бы проще, - крикнул Кирк Астрид, стараясь перекричать вой ветра, - если бы вы просто разрешили нам использовать коммуникаторы!
Лидер Изгнанников не позволила Кирку и его коллегам надеть скафандры. Только простые халаты, головные повязки и визоры защищали мужчин от нескончаемой песчаной бури.
- Нет, - крикнула Астрид, одетая так же, как и они, в одежду для пустыни, хотя трое её «лейтенантов», пользуясь случаем, влезли в захваченные скафандры. Фазер Кирка она держала при себе, два других были в руках её телохранителей. - Мы будем использовать только аварийный сигнал, как и планировалось.
- Ладно, - согласился Кирк. Не слишком хорошая наводка для того, чтобы Сулу мог точно высчитать координаты для транспортации, подумал он. Полагаю, мы прочувствуем это на собственной шкуре.
- Переключите фазеры на полную мощность, - скомандовал он Астрид и двум телохранителям, - и направьте их к небу так, чтобы их лучи скрестились, скажем, метрах в шести над нашими головами.
Ему удалось убедить Изгнанников, что стрельба из фазера в воздух представляет собой универсальный сигнал бедствия, применяемый во флоте, который бы сразу вынудил Хана разобраться, в чём дело. Кирк мог рассчитывать только на то, что при виде такого фейерверка Сулу будет знать, что делать.
Астрид на мгновение заколебалась.
- Почему ты так уверен, что сам Хан отреагирует на сигнал? – спросила она с сомнением в голосе. Кроме неё, стражей и трёх старых космических волков, остальные Изгнанники скрывались за гранитными скалами, окружавшими бывшее место жительства Хана; поджидая в засаде ненавистного тирана, они предвкушали ту минуту, когда он вновь ступит на Сети Альфа V.
- Поверь мне, - сказал Кирк, - я знаю этого человека гораздо лучше, чем ты.
Он постарался выдать своё лучшее выражение полнейшей уверенности и определённости.
- Он придёт.
Не в силах устоять против заманчивой возможности заполучить Хана, Астрид клюнула на приманку.
- Давайте! – скомандовала она, поднимая фазер к гнетущему жёлтому небу. – Огонь!
Три луча малинового цвета прорезали пылевой туман, пересекаясь высоко над головами. Кирк прищурился под обсидиановым визором, глядя на раскалённое добела облако, вспыхнувшее над пустыней, как взрыв перегруженного реактора.
Давай же, Сулу! – беззвучно воззвал он к отсутствующему рулевому.
Только не подведи меня!
Обзорам