Против ожидания, в пещере оказалось довольно светло. Спок осторожно двинулся вперёд. При каждом его шаге с пола вздымалось облачко пыли, золотистой в свете падающих от входа солнечных лучей. Шагов через пять он остановился и стал осматриваться.
читать дальшеКогда-то это была просторная пещера, величиной с ангар "Энтерпрайза"; но мощный взрыв, заваливший вход тоннами камней, обрушил большую часть украшенных резьбой декоративных колонн. Взрыв был такой силы, что колонны раскололись на куски. Рухнувшие с потолка плиты разлетелись на мелкие осколки, кучами валяющиеся повсюду. Лишь металлические подпорки устояли. Сильнее всего пострадала северная часть пещеры, представлявшая собою теперь сплошную груду обломков; иные величиной не больше, чем с кулак.
Повсюду на сохранившихся участках стены чётко виднелись барельефы - от пола до потолка. Все они изображали сцены жертвоприношений – или же то были ритуальные убийства? Сколько Спок ни всматривался, он никак не мог обнаружить источник искусственного света, и дальняя часть пещеры тонула в тени; но было несомненно: какими бы приборами ни пользовались кхфликтяне для освещения пещеры, приборы эти работали до сих пор. Этот разительный контраст между полным разрушением и всё ещё действующей техникой был непонятнее всего.
- У кого-нибудь есть предположения? – спросил Спок, прикидывая, сколько же аномалий он мог пропустить.
- То, что хотели скрыть, либо полностью уничтожено, либо в целости и сохранности, - отозвалась Мередит Ласситер, водя трикодером вдоль дальней стены. – Или – или.
- Некоторым из этих барельефов по триста тысяч лет. – Амтов Кордес, помощник Мередит, сухощавый молодой человек, смуглый и темноволосый, говорил с сильным диндраэдским акцентом, растягивая гласные и глотая согласные. – Но они прекрасно сохранились. Можно подумать, они высечены вчера.
- Откуда идёт этот свет? – энсин Тимрен Книлайз, специалист по инопланетной технологии, в третий раз просканировала потолок, взглянула на дисплей трикодера и недоумённо нахмурилась. – Ничего абсолютно. Должны же наши трикодеры что-то улавливать – теперь, когда мы прошли через защитное поле!
Спок последовал её примеру и убедился, что трикодер не читает ничего, кроме толщи камней у них над головами.
- Энсин, каковы характеристики защитного поля?
- Это направленное поле; оно нацелено исключительно наружу – явно для того, чтобы скрыть наличие пещеры. Я не очень хорошо знакома с технологией такой защиты; но, думаю, смогу сказать больше, если нам удастся обнаружить излучатель. – Книлайз покачала головой. – Пока что я лишь смогла примерно определить модуляции частот. Данные приблизительные; но ритм весьма напоминает мезторианские генераторы.
- Все мезторианские приборы и установки, которые удалось обнаружить, были созданы не ранее последних ста тысяч лет существования расы. – Мередит Ласситер говорила, не отрывая глаз от дисплея трикодера. – Примерно половину их технически возможно привести в действие. Но ни один мезторианский прибор не был обнаружен работающим.
Амтов Кордес перестал разглядывать барельефы и решительно приблизился к Ласситер.
- Приборы перестают работать, когда прекращается подача энергии. Почти все обнаруженные мезторианские приборы находились в рабочем состоянии; и давно было высказано предположение, что мезториане могли бы создать технику, способную действовать сотни тысяч лет, если бы им удалось заполучить достаточно долговечный источник энергии. Таким образом, гипотеза доктора Коула о пребывании здесь мезториан подтверждается.
Губы доктора Ласситер сжались в тонкую линию.
- То, что мы здесь наблюдаем, Амтов, лишь свидетельствует, что генераторы защитного поля являются частью куда более древней охранной системы. Едва ли это можно счесть подтверждением какой бы то ни было теории. Сначала следует хотя бы выяснить, что это за технология, а потом можно будет говорить о подтверждении теорий.
Спок никогда не считал, что разбирается в тонкостях человеческих взаимоотношений; но не требовалось быть психологом, чтобы понять: эти двое, как выражаются в таких случаях земляне "на ножах". Если вспомнить ещё одно земное выражение, Кордес под доктора Ласситер явно "копал" – либо выражая так свою лояльность Коулу, либо из желания выдвинуться.
Спок поспешил предотвратить конфликт.
- Вы совершенно правы, доктор Ласситер. Прежде всего, следует заняться поисками сохранившихся приборов и коммуникаций.
- Вы полагаете, здесь должны быть ещё пещеры? – спросил Тальер.
Спок вспомнил тропу, вьющуюся по крутому склону ущелья. Прорубить её наверняка было нелегко… Вспомнил, с каким упорством стремился сюда небольшой кхфликтянин. Здесь должно быть что-то важнее этих изображений. Что-то очень важное.
- Думаю, да, мистер Тальер. И лишь от нашей наблюдательности и совершенства наших приборов зависит, сумеем ли мы их обнаружить.
- Есть, сэр. – И Тальер занялся сканированием барельефа, кхфликтяне планомерно разрубали на куски одного за другим каких-то существ – явно гуманоидов. Остальные, поняв намёк, также принялись обследовать каждый уголок.
Радуясь, что удалось предотвратить назревающий конфликт, Спок стал тщательно, сантиметр за сантиметром, сканировать потолок. Прежде всего следовало найти источник света.
- В конце концов, я врач, а не специалист по морским беспозвоночным, - в сердцах проворчал Маккой – примерно в десятый раз с той минуты, как труп кхфликтянина был доставлен в медотсек. Спок счёл бы его слова нелогичными – кхфликтяне хоть и происходили от морских существ, но на сушу вышли не один миллион лет назад. Но Маккою было уже не до логики. Если нелогичность помогает облегчить душу – да здравствует нелогичность!
Хотя строение кхфликтян весьма напоминало строение земных крабов, физиология у них была совершенно другая. А мысль, что некогда в этом теле обитало человеческое сознание, тоже работе не способствовала.
- Ну что, Кристина, что там с результатами? – нетерпеливо спросил Маккой, заметив краем глаза, что сестра Чэппл вышла из лаборатории.
- Будут готовы через полчаса, доктор, - невозмутимо отозвалась Чэппл.
По крайней мере, наличие двух тел давало материал для сравнения и позволяло составить ясное представление о физиологии кхфликтян: но исследование требовало бесконечных анализов, результаты которых влекли за собой всё новые вопросы и, следовательно, новые анализы. Время было дорого, и Маккой начинал требовать ответов чуть ли не с той секунды, как пробы доставлялись в лабораторию.
- Если мы быстро не выясним, на каком топливе работают эти махины, наши люди умрут с голоду. Что скажет командование, когда узнает, что мы позволили капитану Кирку и ещё четверым умереть от голода?
- Вы правы, доктор. – С этими словами Кристина повернулась к монитору, на котором сравнивала данные анализов с медицинскими файлами пропавших людей. – И всё же я думаю, срочность вы несколько преувеличиваете. Время ещё есть.
- Я боюсь, что они отощают в своих панцирях. – Маккой переключил изображение на своём мониторе, и стал изучать состав ферментов. – Человек в брюках, которые норовят свалиться с него, выглядит забавно; но не думаю, чтобы этим крабам пришлось по душе разгуливать в панцирях не по росту. Подозреваю даже, их это здорово разозлит.
- Возможно. – Чэппл задала компьютеру повторный анализ. Изображение на экране на миг исчезло, а затем появилась надпись: "Соответствие подтверждёно". Кристина повернула экран к Маккою. - Посмотрите, идентификация подтверждается. Это энсин Бредфорд Найроби из службы безопасности. Тот, которого затянуло в портал, когда на него налетел кхфликтянин.
- Найроби? Просмотрите-ка его файл. Вдруг у него было что-то характерное. Может, теперь мы сумеем хотя бы определить, кто из этих крабов кто.
Не говоря ни слова, Кристина опять направилась в лабораторию. Маккой проводил её взглядом, подумав, что его помощники вымотались от его ежеминутно возникающих идей ничуть не меньше, чем он сам вымотался от ежеминутно возникающих вопросов. Ничего не поделаешь. Необходимо выяснить, чем питаются кхфликтяне, чтобы помочь продержаться людям на планете, пока Спок не найдёт способ вернуть им человеческий облик.
Он снова склонился над телом кхфликтянина. Самое сложное – этот их двухкамерный мозг. Совершенно немыслимый способ контролировать тело. Такого он не видел даже в годы учёбы в медицинской академии, когда в качестве курсового проекта по экзобиологии вместе с несколькими соучениками строил модель мозга бронтозавра. Из-за длинного позвоночника эти некогда населявшие Землю гигантские ящеры нуждались для контроля над двигательными функциями в дополнительном нервном центре, который располагался в крестцовой области и значительно превосходил по размерам головной мозг. Без этого вспомогательного мозга, быстро передающего мышцам двигательные импульсы, травоядные ящеры бронтозавры просто не могли бы достаточно быстро реагировать в случае нападения хищника. Кхфликтяне развивались в похожих условиях, но не были такими громадными. Так откуда же это разделение функций мозга?
В этом отношении вскрытие не дало ничего существенного; но разговор Спока с Кирком кое-что прояснил. Чтобы сознание Кирка продолжало работать, оно должно находиться в одном из отделов мозга – предположительно в том, что контролирует мыслительные процессы. Более того, сам этот отдел должен функционировать независимо от второго, "низшего" мозга, в котором хранится программа поведения, и который контролирует рефлексы. В противном случае человеческое сознание просто не смогло бы сохраниться. Вероятнее всего, причиной ненормального поведения превратившегося в кхфликтянина энсина Найроби стала именно изолированность высшего мозга, а вовсе не конфликт между человеческим сознанием и кхфликтянскими рефлексами.
Учитывая то, что Кирку удалось узнать о кхфликтянах, доминирующую роль в поведении индивидуума играл именно низший, запрограммированный мозг. На этом зиждилась кхфликтянская цивилизация. А если прибавить растерянность и полную дезориентацию человека, обнаружившего, что он оказался в теле неизвестного доселе инопланетянина… Просто чудо, что хоть кто-то сумел установить контроль над носителем и передать им информацию. Как же достучаться до человеческого сознания, как объяснить этим людям, что они делают всё, чтобы помочь им?
И что они, в конце концов, едят?
- Доктор, результаты готовы. – Чэппл протянула ему информационный чип чип. – Денис полагает, что на основании этого мы можем вывести формулу состава пищи.
- Посмотрим, - отозвался Маккой, включая стазис-поле. Собственно, необходимости в стазисе не было; Маккой рассчитывал вернуться к вскрытию в ближайшее время, а несколько часов ничего не решали. Но годы службы в Звёздном Флоте приучили его, что помехи возникают именно, когда их меньше всего ждёшь. Стазис-поле сохранит тело кхфликтянина от разложения в случае, если дальнейшее вскрытие придётся отложить. Специалисты из медицинской службы Звёздного Флота наверняка пожелают получить тело представителя доселе неизвестной расы в целости и сохранности.
Он вставил чип в компьютер и стал внимательно изучать появившийся на мониторе текст, то и дело сверяясь с собственными записями. У кхфликтян было всего три зуба. Три острых резца, которые легко могли прокусывать и разрывать плоть, но были совершенно не приспособлены для жевания. Клыки и коренные зубы отсутствовали. К тому же большую часть полости рта занимал хоботок, втянутый в обычном состоянии. При таких условиях кхфликтяне могли поглощать пишу лишь в жидком виде. Данные анализа ферментов, равно как и особенности строения хоботка наводили на мысль, что кхфликтяне буквально впрыскивали своей добыче ферменты, которые затем быстро растворяли её плоть.
Маккой представил себе, что способна сотворить такая биохимия с человеческим телом, и невольно поёжился. К счастью, ни один кхфликтянин пока не счёл людей пригодными в пищу - настолько они чужды биологически. Хоть в этом повезло.
Повезло просто сказочно – учитывая те милые картинки, что Спок обнаружил в пещере.
Он покачал головой и продолжил изучать данные. Способ, которым питались кхфликтяне, по-видимому, напоминал способ питания некоторых разновидностей земных пауков. То есть, они либо пили кровь, либо поглощали мясо, измельчённое в большом количестве жидкости. Итак, ему требуется лишь создать питательный раствор, насыщенный всеми необходимыми веществами – раствор, который придётся кхфликтянам по вкусу.
- Создать достаточно изысканное меню для расы, вымершей сто тысяч лет назад, - задумчиво произнесла Кристина. – Всего ничего, верно, доктор?
Маккой хмыкнул.
- Никто не говорит об изысканности. Главное - состряпать что-нибудь съедобное; а уж покажется оно им пищей богов или свиным пойлом, не столь важно. Голод не тётка.
- Дотянуть бы хоть до уровня свиного пойла, - со вздохом согласилась Кристина и предложила. – Наверно, будет лучше, если я пока подумаю, как скормить им то, что мы состряпаем.
- Да, пожалуй, - согласился Маккой, как раз собиравшийся предложить нечто подобное. Он протянул Кристине записи соответствующих результатов вскрытия, хотя и не сомневался, что анатомию кхфликтян она знает не хуже его. – Чем скорее мы управимся, тем лучше.
- Да, доктор, - помрачнела Кристина. – Чем скорее, тем лучше.
Как долго кхфликтяне способны обходиться без пищи? Сколько смогут продержаться люди не планете, давно уже не способной прокормить существ, в которых они превратились?
Всё произошло, как в одном из тех весьма примитивных, по мнению Спока, приключенческих фильмов, которые так любил смотреть капитан. Они обследовали пещеру уже добрых три часа, когда Тальер, всё это время сканировавший на разных частотах один и тот же барельеф, осторожно надавил на медальон в самом его центре. Часть стены мгновенно исчезла, открыв глазам присутствующих тёмное пространство.
- Что там такое? – повелительно спросил Кордес.
- Мистер Тальер. – Спок словно бы невзначай шагнул вперёд, оказавшись между Тальером и Кордесом, спиной к последнему, мысленно отметив, что Кордес так и рвётся командовать, и при этом не думает ни о чём, кроме своей карьеры. Слишком неблагоприятное сочетание, чтобы позволить такому человеку отдавать распоряжения. – Что вы обнаружили?
- Эти барельефы напоминают те, что были обнаружены в королевском дворце на планете Белесов V, сэр, - отозвался Тальер, демонстративно игнорируя Кордеса. - Там барельефы скрывали потайные ходы. Я подумал, что, возможно, здесь барельефы служат для той же цели.
- И решили проверить своё предположение. А вы не подумали, что неразумно проводить такой эксперимент в помещении, где находятся люди? – Спок глянул на свой трикодер и убедился, что мерцание, которое он заметил боковым зрением – свидетельство флуктуаций силового поля, заполняющего обнаруженное пространство. Пока поле остаётся на месте, они в безопасности; а если…
- Да, сэр. Я подумал об этом. Но сигналы показывали, что пространство, если оно вообще есть, по размеру очень небольшое, не больше трикодера. – Тальер залился краской. – Мне следовало учесть, что технология кхфликтян намного совершеннее нашей, и не следует сбрасывать со счетов какой-либо фактор на том основании, что наши приборы не регистрируют его наличия.
- Весьма разумный вывод. – Спок осторожно поднёс руку туда, где минуту назад было рельефное изображение медальона. Теплота и покалывание - совершенно такие же, как вокруг "окна". Он поднёс ладонь ближе, ожидая что её станет затягивать, как в "окно", но ничего подобного не случилось. Спок опустил руку.
- Это не такое поле, как возле порталов. Энсин Книлайз, что дал предварительный анализ?
- Параметры не совпадают ни с одним из известных типов полей. У меня есть некоторые предположения; но для их проверки нужно несколько часов наблюдений, чтобы набралось достаточно данных, - несколько виновато закончила она.
- Слишком долго. Мы не можем потратить несколько часов на наблюдение. – Спок снова глянул на дисплей трикодера и убедился, что данные по-прежнему совершенно невразумительны. Чтобы ни находилось в тайнике, те, кто его соорудил, не желали, чтобы это было обнаружено. – Мистер Тальер, попробуйте поместить туда свой трикодер.
Тальер вытянул руку с трикодером. Спок нацелил свой трикодер в темноту, в то время как Ласситер, Кордес и остальные принялись сканировать площадь вокруг открывшегося проёма. Генератор защитного поля мог быть скрыт где угодно, поэтому искать следовало везде.
Спустя примерно две минуты Тальер убрал руку и изучил показания трикодера.
- Он работает, сэр. Поле не повредило ему.
- Значит, защитное поле тут другое, - сказал вулканец и обратился к остальным – Есть что-нибудь?
Последовавшие со всех сторон "нет" и "ничего" не удивили его - до сих пор все попытки исследовать окружённые защитным полем объекты с помощью приборов оставались безуспешны; и было бы нелогично ожидать, что на этот раз трикодеры что-нибудь выявят. И всё же Спок хотел окончательно удостовериться в этом, прежде чем перейти к следующему решительному шагу.
- Надо, чтобы туда вошёл человек. Есть добровольцы?
- Я, - немедленно отозвался Тальер. – Раз уж я активировал это поле, я и пойду.
- Хорошо, мистер Тальер. Но прежде мы с доктором Ласситер просмотрим показания вашего трикодера. Остальные пусть пока продолжают обследовать пещеру. – Спок шагнул к Тальеру, чтобы взять у него трикодер, но тут вмешался Кордес.
- Я возражаю, - громко заявил он, встав перед Споком. – Поскольку речь идёт о научном открытии, исследование должен провести я.
- Возражение отклоняется, - не глядя на него, ответил Спок. – Если окажется, что проход сквозь поле безопасен, мы войдём туда все. До тех пор продолжайте обследовать пещеру.
- Я не обязан подчиняться вам. – И прежде, чем кто-то успел удержать его, Кордес кинулся к проёму и исчез. Защитное поле на миг полыхнуло золотистым, а потом вспышка сменилась прежней чернотой.
Ласситер, стоявшая к проёму ближе других, просмотрела на своём трикодере данные за последние несколько секунд.
- Взгляните, мистер Спок. Вот тот момент, когда он прошёл сквозь поле – видите? Это похоже на коридор – или же очень длинную и узкую комнату.
- И на трикодере мистера Тальера то же самое, - подтвердил Спок. – Состав воздуха там такой же, как и здесь. Мистер Тальер, вы готовы?
Тальер выпрямился.
- Да. Готов. – Он взял у Спока свой трикодер, снова переключил его в режим записи внешних сигналов и шагнул в проём.
Снова золотистая вспышка, и снова чернота. Потянулись секунды напряжённого ожидания. Примерно через минуту Тальер появился из проёма – невредимый и в человеческом облике.
- Там коридоры. Много длинных коридоров и ещё комнаты. Похоже, защитное поле служит только для того, чтобы скрыть вход.
- Надеюсь, вы правы, мистер Тальер, потому что, оставаясь здесь, мы вряд ли сможем ещё что-нибудь узнать. – Вулканец открыл коммуникатор. – Спок вызывает "Энтерпрайз".
- Ухура слушает.
- Мы обнаружили в пещере систему тайных ходов и собираемся исследовать их. Передайте, чтобы в транспортаторной были готовы поднять нас на борт по первому же сигналу. Конец связи. – Спок вернул коммуникатор на пояс и обратился к остальным. – Пойдёмте.
Окно в исчезнувший мир. Глава 17
Против ожидания, в пещере оказалось довольно светло. Спок осторожно двинулся вперёд. При каждом его шаге с пола вздымалось облачко пыли, золотистой в свете падающих от входа солнечных лучей. Шагов через пять он остановился и стал осматриваться.
читать дальше
читать дальше